ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Дополнительная образовательная программа «Школа юного химика» составлена для обучающихся 13-15 лет,
проявляющих интерес к предметам естественнонаучного цикла. Она имеет прикладную направленность и служит для
удовлетворения индивидуального интереса учащихся к изучению и применению знаний по химии в повседневной жизни.
Структура курса позволяет в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез,
сравнение и аналогию, обобщение. В ходе занятий учащиеся проводят лабораторные и практические работы и
самостоятельные домашние исследования, составляют «копилку полезных советов». Химический эксперимент даёт
возможность формировать у учащихся специальные, предметные умения: работать с химическими веществами,
выполнять химические опыты, учить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в
быту, повышает творческую активность, позволяет расширить кругозор учащихся. Программа разработана в соответствии
с п. 2. ст. 32, ст.75 п.4. 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и требованиям к образовательным программам
в организациях дополнительного образования, приказа Минпросвещения России №196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам», письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с
"Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)") Направленность программы: естественнонаучная. Согласно требованиям Федерального
стандарта основного общего образования, изучение школьного курса химии как составляющей предметной области
"Естественнонаучные предметы", направлено на обеспечение формирования целостной научной картины мира и
воспитания ответственного и бережного отношения к окружающей среде. Данная дополнительная образовательная
программа, используя деятельностный подход в обучении, способствует более глубокому изучению курса химии и
позволяет учащимся овладеть умениями формулировать гипотезы, конструировать и моделировать химические процессы;
сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; оценивать полученные
результаты, что в конечном итоге способствует самообразованию и саморазвитию учащихся. Новизна программы состоит
в том, что большая часть работы ведется в виде практических занятий и лабораторных работ, совершенствуют
практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают
практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Оборудование
«Точки роста» естественно-научной направленности позволит качественно изменить процесс обучения химии.
Количественные эксперименты позволят получать достоверную информацию о протекании тех или иных химических
процессах, о свойствах веществ. На основе полученных экспериментальных данных обучаемые смогут самостоятельно
делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что однозначно будет способствовать повышению
мотивации обучения школьников. Педагогическая целесообразность программы «Школа юного химика» в формировании
активной жизненной позиции к процессу обучения и окружающему миру. Адресат программы. Работа в объединении
««Школа юного химика»» строится на принципе личностно-ориентированного подхода, возрастные рамки не строгие: 1315 лет. Количество обучающихся в группе - до 10 человек. Как правило, занятия проводятся всем составом в соответствии
с календарным учебным графиком. Группа может сформироваться как разновозрастная, так и одновозрастная, в
зависимости от спроса на программу. Дети, проявляющие выдающие способности, могут обучаться по индивидуальному
образовательному маршруту, реализуя и проявляя себя в учебно-исследовательской деятельности естественно-научной
направленности. Уровень программы, объем и сроки реализации. Уровень программы - базовый.
Сроки реализации программы: 1 года обучения (34 часа).
Форма обучения: очная.
Режим работы: 1 час в неделю.
Организация, формы и методы работы. Сотрудничество педагога и учащихся предполагает следующие формы работы: −
индивидуальная работа; − самостоятельная работа с первоисточниками, дополнительной литературой, выполнение
заданий; − демонстрационный эксперимент, практические и лабораторные работы; − массовая работа: участие в
дистанционных олимпиадах, предметных неделях, конференциях, выставках. Теоретическая основа дается в связи с
практической работой, наблюдениями и опытами. Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их большую
подвижность, неустойчивость внимания. Необходима постоянная смена деятельности, форм и методов в процессе занятия.
Теоретическая часть занятия должна быть краткой, можно использовать наглядные пособия, интерактивные средства
обучения. Практические работы выполняются по группам. Соблюдение техники безопасности при работе с
оборудованием входит в учебно-воспитательные задачи объединения. В конце каждого занятия полезно проводить
взаимоконтроль, обязательно подводятся итоги.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения
химического эксперимента, самостоятельности приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными
потребностями, а также для практической отработки учебного материала по химии.
Задачи:
Личностные:
1. Формировать навыки и умения научно-исследовательской деятельности, безопасного и грамотного обращения с
веществами, практические умения и навыки разработки и выполнения химического эксперимента.
2. Воспитывать коммуникативные навыки, умения адекватно вести себя в стрессовой ситуации.
Метапредметные:
1. Развивать качества, необходимые для продуктивной учебно-исследовательской деятельности естествоиспытателя:
наблюдательность, анализ и синтез ситуаций, коммуникативные качества, критическое отношение к полученным
результатам.
2. Формировать у обучающихся психологической готовности к восприятию проблемной ситуации как задачи
деятельности.
3. Развивать мотивацию личности ребенка к саморазвитию и самореализации.
4. Вырабатывать умения самостоятельно ставить задачи, работать с литературными источниками, планировать,
учитывать, контролировать, оценивать свою работу.
5. Овладевать навыками конструктивного общения, что включает: умение выступать перед публикой, связно излагать свои
мысли в процессе полемики, аргументировано говорить, владеть вниманием аудитории, выслушивать других, задавать
вопросы по проблемам выступления, с достоинством выходить из острых ситуаций.
Категория обучающихся
Программа актуальна для обучающихся 7, 8, 9 классов (15-17 лет). На обучение по Программе принимаются все
желающие, имеющие базовые знания по химии и не имеющие противопоказаний по здоровью. Срок реализации
программы
Срок реализации программы - 1 год.
Срок реализации программы - 1 год.
Режим занятий
Занятия проводятся в группах 1 раз в неделю, по 1 часу, 34 часа в год.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Формы организации учебного занятия:
- лекционно-семинарское занятие;
- практическое занятие;
- беседа;
- конференция,
- игра.
Формы организации образовательного процесса
– групповая, индивидуальная.
Содержание Программы предполагает разнообразные виды деятельности обучающихся: беседы, дискуссии, практические
и лабораторные работы, самостоятельные проектные работы с использованием различных источников информации.
Групповая (беседа эвристическая, защита проектов, лабораторное занятие, лекция, олимпиада, открытое занятие,
практическое занятие, презентация, семинар). Индивидуальная (наблюдение, отработка навыков решения практических
задач).
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
− определение мотивации изучения учебного материала;
− оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей;
− повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к изучению основных исторических событий,
связанных с развитием химии и общества; − знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
− оценивание социальной значимости профессий, связанных с химией;
− владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и оборудованием, проявление
экологической культуры
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
− целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную,
самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом
учебном материале; − планирование пути достижения целей;
− устанавление целевых приоритетов, выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее
эффективного способа;
− умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
− умение принимать решения в проблемной ситуации;
− постановка учебных задач, составление плана и последовательности действий;
− организация рабочего места при выполнении химического эксперимента;
− прогнозирование результатов обучения, оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня полученных
знаний, коррекция плана и способа действия при необходимости.
Познавательные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
− поиск и выделение информации;
− анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование способа решения задачи;
− выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа её проверки; − самостоятельное создание алгоритма
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
− проведение наблюдений, описание признаков и условий течения химических реакций, выполнение химического
эксперимента, выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом, решение задач, получение химической
информации из различных источников;
− умение организовывать исследование с целью проверки гипотез;
− умение делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы;
− умение объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к
псевдонаучной информации .
Коммуникативные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
− полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
− адекватное использование речевых средств для участия в дискуссии и аргументации своей позиции, умение
представлять конкретное содержание с сообщением его в письменной и устной форме, определение способов
взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации;
− определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации, участие в диалоге,
планирование общих способов работы, проявление уважительного отношения к другим учащимся;
− описание содержания выполняемых действий с целью ориентировки в предметно-практической деятельности; −
умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
−формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
−осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
−использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной
речи, так и в форме внутренней речи;
−развивать коммуникативную компетенцию, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с
текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной
точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
− применять основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
− соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
− пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
− грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
Обучающийся получит возможность научиться:
− выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и
строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
− использовать приобретённые знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
− использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и решении учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
− осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
− создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения
предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
Учебный (тематический) план
№
п\п
Название раздела, темы
Количество часов
всего
теория
практика
Формы аттестации
(контроля)
1
Введение
2
1
1
2
Лаборатория юного химика
9
2
7
3
Домашняя химия
13
2
11
4
Увлекательная химия для 4
экспериментаторов
Проектная деятельность
6
5
1
всего
10
24
5
34
4
Соблюдение требований ТБ.
Текущий контроль. Отчет о
практической работе.
Текущий контроль. Отчет о
практической работе.
Текущий контроль. Отчет о
практической работе.
Текущий контроль. Отчет о
практической работе.
Оформление
проекта
и
презентации
Содержание учебного тематического плана
Введение – 2 часа
Знакомство с содержанием курса, изучение специализированной химической посуды и лабораторных
принадлежностей, правил мытья и сушки химической посуды, изучение правил по ТБ. Ее величество – Химия: кто она и
где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и рук человека. Химик – преданный и послушный ученик химии.
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Демонстрации:
− взаимодействие раствора тиосульфата натрия с йодом;
− химический хамелеон; − химическая радуга.
Практическая работа № 1. «Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени»
Лаборатория юного химика – 9 часов
Знакомство с простейшими химическими явлениями. Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж.
Изменение цвета в различных средах. Растительные индикаторы. Понятие о кристаллических и аморфных веществах.
Способы выращивания кристаллов. Понятие об индикаторах. Изменение окраски индикаторов в различных средах.
Понятие о кристаллах. Выращивание кристаллов медного купороса. Лабораторное оборудование и посуда. Изучение
строения пламени. «Изменение окраски индикаторов в различных средах».
Демонстрации:
«До какой температуры можно нагреть вещество»,
«Измерение температуры кипения воды с помощью лабораторного термометра и датчика температуры»,
«Определение рН в разных средах»,
«Наблюдение за ростом кристаллов»
Практическая работа № 2. «Определение рН растворов кислот и щелочей»
Практическая работа №3 «Индикаторные свойства различных растений и цветов (с определением рН растворов»
Практическая работа № 4. «Выращивание кристаллов медного купороса»
Домашняя химия – 13 часов
Изучение веществ, используемых в быту; использование знаний химии для приготовления изделий, пищевых
продуктов, средств гигиены, косметики в лабораторных условиях. Бытовые химикаты, их классификация на основе
применения. Правила обращения с препаратами бытовой химии. Отравление бытовыми химикатами (раствор
аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители,
лакокрасочные материалы и др.). Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах. Азбука химчистки. Техника
выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых
продуктов, крови, краски и т.д. Состав косметических средств. Значение водородного показателя (рН).
Классификация косметических средств: мыло, шампунь, духи, гели, лосьоны и др. Симпатические чернила:
назначение, простейшие рецепты. Состав акварельных красок. Правила обращения с ними. Химия-наука о
веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о лекарственных препаратах. Удивительны опыты с
лекарственными веществами.
Демонстрации:
«Измерение рН моющих средств»
Практическая работа № 5. «Содержимое домашней аптечки»
Практическая работа № 6. « Удивительные опыты с лекарственными веществами».
Практическая работа № 7. «Опыты с бытовыми химикатами»
Практическая работа № 8. «Выводим пятна»
Практическая работа № 9. «Изготовим духи сами»
Практическая работа №10 «Изучение щелочности различных сортов мыла и моющих средств»
Увлекательная химия для экспериментаторов – 4 часа
Изготовление фараоновых змей. Знакомство с реакциями окрашивания пламени. Разноцветный фейерверк.
Водоросли в колбе. Химический новый год. Изготовление химических елок и игрушек.
Практическая работа № 12. «Получение фараоновых змей»
Практическая работа № 13. «Химические водоросли»
Практическая работа № 14. « Изготовление химических елок и игрушек»
Практическая работа № 15. «Анализ напитков при помощи цифровая (компьютерная) лаборатория»
Проектная деятельность - 6 ч.
Тема направлена на приобретение умений написания проектов, выявления основных составных частей проектов;
умений пользоваться учебной и научной литературой для решения поставленных задач. По результатам учащиеся
предлагают индивидуальные проекты, которые сдаются в виде тезисов и презентаций проектов. На защите проектов
учащиеся приобретают коммуникативные навыки, умение доказывать собственную точку зрения. Примерные темы
исследовательских работ: «Изучение щелочности различных сортов мыла и моющих средств», «Индикаторные
свойства различных растений и цветов (с определением рН растворов».
Итоговое занятие: учитель подводит итоги, выявляет наиболее активных учеников, выясняет, чем для учащихся
завершился этот курс, дает соответствующие рекомендации.
Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
Наименование
объединения
группы
Уровень/год
обучения
Срок
учебного года
(продолжительность
обучения)
ДООП
«Школа
юного
химика»
1
год Сентябрь-май
обучения
Количество занятий
в неделю/
продолжительность
одного занятия
Наименование Всего
Кол-во
дисциплины
академических академических
(модуля)
часов в год
часов в неделю
1 (40 минут)
ДООП
«Школа
юного
химика»
34
1
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое обеспечение Программы
Методика обучения по программе «Школа юного химика» состоит из сочетания лекционного изложения
теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач.
Обучающиеся закрепляют полученные знания путем самостоятельного выполнения практических работ. Для развития
творческого физического мышления и навыков аналитической деятельности педагог проводит семинары, занятия по
презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры.
Материально – техническое обеспечение
Занятия проводятся в кабинете химии.
Перечень оборудования учебного помещения: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога,
компьютер, МФУ, интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением. Перечень
оборудования, необходимого для проведения занятий –лабораторное физическое оборудование, Цифровая лаборатория
(ЦЛ), программно-аппаратный комплекс, датчиковая система – комплект учебного оборудования, включающий
измерительный блок, интерфейс которого позволяет обеспечивать связь с персональным компьютером, и набор датчиков,
регистрирующих значения различных величин. Учебные электронные пособия.
Серия справочных таблиц по химии: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»,
«Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», наборы химических
реактивов для проведения лабораторных работ, химическая посуда и приборы.
Есть выход в Интернет.
Кадровое обеспечение
Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое профильное образование, владеющий
навыками руководства научно-исследовательской деятельностью учащихся.
Литература
1. Золотавина Е. А. «Мир химии». Программа кружка по химии. // Химия в школе. -2009.- № 5.- С. 25-26).
2. Оржековский П. А. , Давыдов В. Н. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: Книга для учителя.
М.: Просвещение, 2008.
3. Пичугина Г. В. Химия и повседневная жизнь человека/Г. В. Пичугина. –М.: Дрофа, 2004.-252 с.
4. Тяглова Е. В. Исследовательская деятельность учащихся по химии: метод. пособие/Е. В. Тяглова. – М.: Глобус,
2011. – 224 с.
5. Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Химия, 2010 г. – 224 с.
6. Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. Практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств
бытовой химии.// Химия в школе.- 2002.-№ 9. с. 73-80
7. Баженова О.Ю. Пресс-конференция. Неорганические соединения в нашей жизни// Химия в школе.-2005.-№ 3.-с.
67-74.
8. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 2007.
9. Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 25-26.
10. Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием. // Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 64-70.
11. Стройкова С.И. Факультативный курс "Химия и пища".// Химия в школе.-2010.- № 5.- с. 28-29.
12. Шапошникова И. А., Молчанова М.М. Таблица Менделеева в неживой природе. 7-11 классы. Универсальное
метапредметное пособие по химии, географии, экологии/М.: БИНОМ, 2013.
13. Яковишин Л.А. Химические опыты с лекарственными веществами. // Химия в школе.- 2004.-№ 9.-С. 61-65.