ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы Дополнительная образовательная программа «Школа юного химика» составлена для обучающихся 13-15 лет, проявляющих интерес к предметам естественнонаучного цикла. Она имеет прикладную направленность и служит для удовлетворения индивидуального интереса учащихся к изучению и применению знаний по химии в повседневной жизни. Структура курса позволяет в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, обобщение. В ходе занятий учащиеся проводят лабораторные и практические работы и самостоятельные домашние исследования, составляют «копилку полезных советов». Химический эксперимент даёт возможность формировать у учащихся специальные, предметные умения: работать с химическими веществами, выполнять химические опыты, учить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту, повышает творческую активность, позволяет расширить кругозор учащихся. Программа разработана в соответствии с п. 2. ст. 32, ст.75 п.4. 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и требованиям к образовательным программам в организациях дополнительного образования, приказа Минпросвещения России №196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)") Направленность программы: естественнонаучная. Согласно требованиям Федерального стандарта основного общего образования, изучение школьного курса химии как составляющей предметной области "Естественнонаучные предметы", направлено на обеспечение формирования целостной научной картины мира и воспитания ответственного и бережного отношения к окружающей среде. Данная дополнительная образовательная программа, используя деятельностный подход в обучении, способствует более глубокому изучению курса химии и позволяет учащимся овладеть умениями формулировать гипотезы, конструировать и моделировать химические процессы; сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; оценивать полученные результаты, что в конечном итоге способствует самообразованию и саморазвитию учащихся. Новизна программы состоит в том, что большая часть работы ведется в виде практических занятий и лабораторных работ, совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Оборудование «Точки роста» естественно-научной направленности позволит качественно изменить процесс обучения химии. Количественные эксперименты позволят получать достоверную информацию о протекании тех или иных химических процессах, о свойствах веществ. На основе полученных экспериментальных данных обучаемые смогут самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что однозначно будет способствовать повышению мотивации обучения школьников. Педагогическая целесообразность программы «Школа юного химика» в формировании активной жизненной позиции к процессу обучения и окружающему миру. Адресат программы. Работа в объединении ««Школа юного химика»» строится на принципе личностно-ориентированного подхода, возрастные рамки не строгие: 1315 лет. Количество обучающихся в группе - до 10 человек. Как правило, занятия проводятся всем составом в соответствии с календарным учебным графиком. Группа может сформироваться как разновозрастная, так и одновозрастная, в зависимости от спроса на программу. Дети, проявляющие выдающие способности, могут обучаться по индивидуальному образовательному маршруту, реализуя и проявляя себя в учебно-исследовательской деятельности естественно-научной направленности. Уровень программы, объем и сроки реализации. Уровень программы - базовый. Сроки реализации программы: 1 года обучения (34 часа). Форма обучения: очная. Режим работы: 1 час в неделю. Организация, формы и методы работы. Сотрудничество педагога и учащихся предполагает следующие формы работы: − индивидуальная работа; − самостоятельная работа с первоисточниками, дополнительной литературой, выполнение заданий; − демонстрационный эксперимент, практические и лабораторные работы; − массовая работа: участие в дистанционных олимпиадах, предметных неделях, конференциях, выставках. Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами. Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их большую подвижность, неустойчивость внимания. Необходима постоянная смена деятельности, форм и методов в процессе занятия. Теоретическая часть занятия должна быть краткой, можно использовать наглядные пособия, интерактивные средства обучения. Практические работы выполняются по группам. Соблюдение техники безопасности при работе с оборудованием входит в учебно-воспитательные задачи объединения. В конце каждого занятия полезно проводить взаимоконтроль, обязательно подводятся итоги. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы – развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельности приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями, а также для практической отработки учебного материала по химии. Задачи: Личностные: 1. Формировать навыки и умения научно-исследовательской деятельности, безопасного и грамотного обращения с веществами, практические умения и навыки разработки и выполнения химического эксперимента. 2. Воспитывать коммуникативные навыки, умения адекватно вести себя в стрессовой ситуации. Метапредметные: 1. Развивать качества, необходимые для продуктивной учебно-исследовательской деятельности естествоиспытателя: наблюдательность, анализ и синтез ситуаций, коммуникативные качества, критическое отношение к полученным результатам. 2. Формировать у обучающихся психологической готовности к восприятию проблемной ситуации как задачи деятельности. 3. Развивать мотивацию личности ребенка к саморазвитию и самореализации. 4. Вырабатывать умения самостоятельно ставить задачи, работать с литературными источниками, планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу. 5. Овладевать навыками конструктивного общения, что включает: умение выступать перед публикой, связно излагать свои мысли в процессе полемики, аргументировано говорить, владеть вниманием аудитории, выслушивать других, задавать вопросы по проблемам выступления, с достоинством выходить из острых ситуаций. Категория обучающихся Программа актуальна для обучающихся 7, 8, 9 классов (15-17 лет). На обучение по Программе принимаются все желающие, имеющие базовые знания по химии и не имеющие противопоказаний по здоровью. Срок реализации программы Срок реализации программы - 1 год. Срок реализации программы - 1 год. Режим занятий Занятия проводятся в группах 1 раз в неделю, по 1 часу, 34 часа в год. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий Формы организации учебного занятия: - лекционно-семинарское занятие; - практическое занятие; - беседа; - конференция, - игра. Формы организации образовательного процесса – групповая, индивидуальная. Содержание Программы предполагает разнообразные виды деятельности обучающихся: беседы, дискуссии, практические и лабораторные работы, самостоятельные проектные работы с использованием различных источников информации. Групповая (беседа эвристическая, защита проектов, лабораторное занятие, лекция, олимпиада, открытое занятие, практическое занятие, презентация, семинар). Индивидуальная (наблюдение, отработка навыков решения практических задач). Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: − определение мотивации изучения учебного материала; − оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей; − повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к изучению основных исторических событий, связанных с развитием химии и общества; − знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях; − оценивание социальной значимости профессий, связанных с химией; − владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и оборудованием, проявление экологической культуры Метапредметные результаты: Регулятивные Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД: − целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; − планирование пути достижения целей; − устанавление целевых приоритетов, выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее эффективного способа; − умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им; − умение принимать решения в проблемной ситуации; − постановка учебных задач, составление плана и последовательности действий; − организация рабочего места при выполнении химического эксперимента; − прогнозирование результатов обучения, оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня полученных знаний, коррекция плана и способа действия при необходимости. Познавательные Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД: − поиск и выделение информации; − анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование способа решения задачи; − выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа её проверки; − самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; − проведение наблюдений, описание признаков и условий течения химических реакций, выполнение химического эксперимента, выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом, решение задач, получение химической информации из различных источников; − умение организовывать исследование с целью проверки гипотез; − умение делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы; − умение объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации . Коммуникативные Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД: − полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; − адекватное использование речевых средств для участия в дискуссии и аргументации своей позиции, умение представлять конкретное содержание с сообщением его в письменной и устной форме, определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации; − определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации, участие в диалоге, планирование общих способов работы, проявление уважительного отношения к другим учащимся; − описание содержания выполняемых действий с целью ориентировки в предметно-практической деятельности; − умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; −формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; −осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; −использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи; −развивать коммуникативную компетенцию, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы. Предметные результаты: Обучающийся научится: − применять основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент; − соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов; − пользоваться лабораторным оборудованием и посудой; − грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни Обучающийся получит возможность научиться: − выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций; − использовать приобретённые знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде; − использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и решении учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ; − осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека; − создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др. Учебный (тематический) план № п\п Название раздела, темы Количество часов всего теория практика Формы аттестации (контроля) 1 Введение 2 1 1 2 Лаборатория юного химика 9 2 7 3 Домашняя химия 13 2 11 4 Увлекательная химия для 4 экспериментаторов Проектная деятельность 6 5 1 всего 10 24 5 34 4 Соблюдение требований ТБ. Текущий контроль. Отчет о практической работе. Текущий контроль. Отчет о практической работе. Текущий контроль. Отчет о практической работе. Текущий контроль. Отчет о практической работе. Оформление проекта и презентации Содержание учебного тематического плана Введение – 2 часа Знакомство с содержанием курса, изучение специализированной химической посуды и лабораторных принадлежностей, правил мытья и сушки химической посуды, изучение правил по ТБ. Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и рук человека. Химик – преданный и послушный ученик химии. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Демонстрации: − взаимодействие раствора тиосульфата натрия с йодом; − химический хамелеон; − химическая радуга. Практическая работа № 1. «Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени» Лаборатория юного химика – 9 часов Знакомство с простейшими химическими явлениями. Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж. Изменение цвета в различных средах. Растительные индикаторы. Понятие о кристаллических и аморфных веществах. Способы выращивания кристаллов. Понятие об индикаторах. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Понятие о кристаллах. Выращивание кристаллов медного купороса. Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени. «Изменение окраски индикаторов в различных средах». Демонстрации: «До какой температуры можно нагреть вещество», «Измерение температуры кипения воды с помощью лабораторного термометра и датчика температуры», «Определение рН в разных средах», «Наблюдение за ростом кристаллов» Практическая работа № 2. «Определение рН растворов кислот и щелочей» Практическая работа №3 «Индикаторные свойства различных растений и цветов (с определением рН растворов» Практическая работа № 4. «Выращивание кристаллов медного купороса» Домашняя химия – 13 часов Изучение веществ, используемых в быту; использование знаний химии для приготовления изделий, пищевых продуктов, средств гигиены, косметики в лабораторных условиях. Бытовые химикаты, их классификация на основе применения. Правила обращения с препаратами бытовой химии. Отравление бытовыми химикатами (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материалы и др.). Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах. Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски и т.д. Состав косметических средств. Значение водородного показателя (рН). Классификация косметических средств: мыло, шампунь, духи, гели, лосьоны и др. Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты. Состав акварельных красок. Правила обращения с ними. Химия-наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о лекарственных препаратах. Удивительны опыты с лекарственными веществами. Демонстрации: «Измерение рН моющих средств» Практическая работа № 5. «Содержимое домашней аптечки» Практическая работа № 6. « Удивительные опыты с лекарственными веществами». Практическая работа № 7. «Опыты с бытовыми химикатами» Практическая работа № 8. «Выводим пятна» Практическая работа № 9. «Изготовим духи сами» Практическая работа №10 «Изучение щелочности различных сортов мыла и моющих средств» Увлекательная химия для экспериментаторов – 4 часа Изготовление фараоновых змей. Знакомство с реакциями окрашивания пламени. Разноцветный фейерверк. Водоросли в колбе. Химический новый год. Изготовление химических елок и игрушек. Практическая работа № 12. «Получение фараоновых змей» Практическая работа № 13. «Химические водоросли» Практическая работа № 14. « Изготовление химических елок и игрушек» Практическая работа № 15. «Анализ напитков при помощи цифровая (компьютерная) лаборатория» Проектная деятельность - 6 ч. Тема направлена на приобретение умений написания проектов, выявления основных составных частей проектов; умений пользоваться учебной и научной литературой для решения поставленных задач. По результатам учащиеся предлагают индивидуальные проекты, которые сдаются в виде тезисов и презентаций проектов. На защите проектов учащиеся приобретают коммуникативные навыки, умение доказывать собственную точку зрения. Примерные темы исследовательских работ: «Изучение щелочности различных сортов мыла и моющих средств», «Индикаторные свойства различных растений и цветов (с определением рН растворов». Итоговое занятие: учитель подводит итоги, выявляет наиболее активных учеников, выясняет, чем для учащихся завершился этот курс, дает соответствующие рекомендации. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год Наименование объединения группы Уровень/год обучения Срок учебного года (продолжительность обучения) ДООП «Школа юного химика» 1 год Сентябрь-май обучения Количество занятий в неделю/ продолжительность одного занятия Наименование Всего Кол-во дисциплины академических академических (модуля) часов в год часов в неделю 1 (40 минут) ДООП «Школа юного химика» 34 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Учебно-методическое обеспечение Программы Методика обучения по программе «Школа юного химика» состоит из сочетания лекционного изложения теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем самостоятельного выполнения практических работ. Для развития творческого физического мышления и навыков аналитической деятельности педагог проводит семинары, занятия по презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры. Материально – техническое обеспечение Занятия проводятся в кабинете химии. Перечень оборудования учебного помещения: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, компьютер, МФУ, интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением. Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий –лабораторное физическое оборудование, Цифровая лаборатория (ЦЛ), программно-аппаратный комплекс, датчиковая система – комплект учебного оборудования, включающий измерительный блок, интерфейс которого позволяет обеспечивать связь с персональным компьютером, и набор датчиков, регистрирующих значения различных величин. Учебные электронные пособия. Серия справочных таблиц по химии: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», наборы химических реактивов для проведения лабораторных работ, химическая посуда и приборы. Есть выход в Интернет. Кадровое обеспечение Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое профильное образование, владеющий навыками руководства научно-исследовательской деятельностью учащихся. Литература 1. Золотавина Е. А. «Мир химии». Программа кружка по химии. // Химия в школе. -2009.- № 5.- С. 25-26). 2. Оржековский П. А. , Давыдов В. Н. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008. 3. Пичугина Г. В. Химия и повседневная жизнь человека/Г. В. Пичугина. –М.: Дрофа, 2004.-252 с. 4. Тяглова Е. В. Исследовательская деятельность учащихся по химии: метод. пособие/Е. В. Тяглова. – М.: Глобус, 2011. – 224 с. 5. Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Химия, 2010 г. – 224 с. 6. Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. Практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии.// Химия в школе.- 2002.-№ 9. с. 73-80 7. Баженова О.Ю. Пресс-конференция. Неорганические соединения в нашей жизни// Химия в школе.-2005.-№ 3.-с. 67-74. 8. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 2007. 9. Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 25-26. 10. Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием. // Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 64-70. 11. Стройкова С.И. Факультативный курс "Химия и пища".// Химия в школе.-2010.- № 5.- с. 28-29. 12. Шапошникова И. А., Молчанова М.М. Таблица Менделеева в неживой природе. 7-11 классы. Универсальное метапредметное пособие по химии, географии, экологии/М.: БИНОМ, 2013. 13. Яковишин Л.А. Химические опыты с лекарственными веществами. // Химия в школе.- 2004.-№ 9.-С. 61-65.