Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ДООП "Школа юного химика"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Дополнительная образовательная программа «Школа юного химика» составлена для обучающихся 13-15 лет,
проявляющих интерес к предметам естественнонаучного цикла. Она имеет прикладную направленность и служит для
удовлетворения индивидуального интереса учащихся к изучению и применению знаний по химии в повседневной жизни.
Структура курса позволяет в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез,
сравнение и аналогию, обобщение. В ходе занятий учащиеся проводят лабораторные и практические работы и
самостоятельные домашние исследования, составляют «копилку полезных советов». Химический эксперимент даёт
возможность формировать у учащихся специальные, предметные умения: работать с химическими веществами,
выполнять химические опыты, учить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в
быту, повышает творческую активность, позволяет расширить кругозор учащихся. Программа разработана в соответствии
с п. 2. ст. 32, ст.75 п.4. 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и требованиям к образовательным программам
в организациях дополнительного образования, приказа Минпросвещения России №196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам», письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с
"Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)") Направленность программы: естественнонаучная. Согласно требованиям Федерального
стандарта основного общего образования, изучение школьного курса химии как составляющей предметной области
"Естественнонаучные предметы", направлено на обеспечение формирования целостной научной картины мира и
воспитания ответственного и бережного отношения к окружающей среде. Данная дополнительная образовательная
программа, используя деятельностный подход в обучении, способствует более глубокому изучению курса химии и
позволяет учащимся овладеть умениями формулировать гипотезы, конструировать и моделировать химические процессы;
сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; оценивать полученные
результаты, что в конечном итоге способствует самообразованию и саморазвитию учащихся. Новизна программы состоит
в том, что большая часть работы ведется в виде практических занятий и лабораторных работ, совершенствуют
практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают

практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Оборудование
«Точки роста» естественно-научной направленности позволит качественно изменить процесс обучения химии.
Количественные эксперименты позволят получать достоверную информацию о протекании тех или иных химических
процессах, о свойствах веществ. На основе полученных экспериментальных данных обучаемые смогут самостоятельно
делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что однозначно будет способствовать повышению
мотивации обучения школьников. Педагогическая целесообразность программы «Школа юного химика» в формировании
активной жизненной позиции к процессу обучения и окружающему миру. Адресат программы. Работа в объединении
««Школа юного химика»» строится на принципе личностно-ориентированного подхода, возрастные рамки не строгие: 1315 лет. Количество обучающихся в группе - до 10 человек. Как правило, занятия проводятся всем составом в соответствии
с календарным учебным графиком. Группа может сформироваться как разновозрастная, так и одновозрастная, в
зависимости от спроса на программу. Дети, проявляющие выдающие способности, могут обучаться по индивидуальному
образовательному маршруту, реализуя и проявляя себя в учебно-исследовательской деятельности естественно-научной
направленности. Уровень программы, объем и сроки реализации. Уровень программы - базовый.
Сроки реализации программы: 1 года обучения (34 часа).
Форма обучения: очная.
Режим работы: 1 час в неделю.
Организация, формы и методы работы. Сотрудничество педагога и учащихся предполагает следующие формы работы: −
индивидуальная работа; − самостоятельная работа с первоисточниками, дополнительной литературой, выполнение
заданий; − демонстрационный эксперимент, практические и лабораторные работы; − массовая работа: участие в
дистанционных олимпиадах, предметных неделях, конференциях, выставках. Теоретическая основа дается в связи с
практической работой, наблюдениями и опытами. Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их большую
подвижность, неустойчивость внимания. Необходима постоянная смена деятельности, форм и методов в процессе занятия.
Теоретическая часть занятия должна быть краткой, можно использовать наглядные пособия, интерактивные средства
обучения. Практические работы выполняются по группам. Соблюдение техники безопасности при работе с

оборудованием входит в учебно-воспитательные задачи объединения. В конце каждого занятия полезно проводить
взаимоконтроль, обязательно подводятся итоги.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения
химического эксперимента, самостоятельности приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными
потребностями, а также для практической отработки учебного материала по химии.
Задачи:
Личностные:
1. Формировать навыки и умения научно-исследовательской деятельности, безопасного и грамотного обращения с
веществами, практические умения и навыки разработки и выполнения химического эксперимента.
2. Воспитывать коммуникативные навыки, умения адекватно вести себя в стрессовой ситуации.
Метапредметные:
1. Развивать качества, необходимые для продуктивной учебно-исследовательской деятельности естествоиспытателя:
наблюдательность, анализ и синтез ситуаций, коммуникативные качества, критическое отношение к полученным
результатам.
2. Формировать у обучающихся психологической готовности к восприятию проблемной ситуации как задачи
деятельности.
3. Развивать мотивацию личности ребенка к саморазвитию и самореализации.
4. Вырабатывать умения самостоятельно ставить задачи, работать с литературными источниками, планировать,
учитывать, контролировать, оценивать свою работу.

5. Овладевать навыками конструктивного общения, что включает: умение выступать перед публикой, связно излагать свои
мысли в процессе полемики, аргументировано говорить, владеть вниманием аудитории, выслушивать других, задавать
вопросы по проблемам выступления, с достоинством выходить из острых ситуаций.
Категория обучающихся
Программа актуальна для обучающихся 7, 8, 9 классов (15-17 лет). На обучение по Программе принимаются все
желающие, имеющие базовые знания по химии и не имеющие противопоказаний по здоровью. Срок реализации
программы
Срок реализации программы - 1 год.
Срок реализации программы - 1 год.
Режим занятий
Занятия проводятся в группах 1 раз в неделю, по 1 часу, 34 часа в год.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Формы организации учебного занятия:
- лекционно-семинарское занятие;
- практическое занятие;
- беседа;
- конференция,
- игра.
Формы организации образовательного процесса
– групповая, индивидуальная.

Содержание Программы предполагает разнообразные виды деятельности обучающихся: беседы, дискуссии, практические
и лабораторные работы, самостоятельные проектные работы с использованием различных источников информации.
Групповая (беседа эвристическая, защита проектов, лабораторное занятие, лекция, олимпиада, открытое занятие,
практическое занятие, презентация, семинар). Индивидуальная (наблюдение, отработка навыков решения практических
задач).
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
− определение мотивации изучения учебного материала;
− оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей;
− повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к изучению основных исторических событий,
связанных с развитием химии и общества; − знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
− оценивание социальной значимости профессий, связанных с химией;
− владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и оборудованием, проявление
экологической культуры
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
− целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную,
самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом
учебном материале; − планирование пути достижения целей;

− устанавление целевых приоритетов, выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее
эффективного способа;
− умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
− умение принимать решения в проблемной ситуации;
− постановка учебных задач, составление плана и последовательности действий;
− организация рабочего места при выполнении химического эксперимента;
− прогнозирование результатов обучения, оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня полученных
знаний, коррекция плана и способа действия при необходимости.
Познавательные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
− поиск и выделение информации;
− анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование способа решения задачи;
− выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа её проверки; − самостоятельное создание алгоритма
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
− проведение наблюдений, описание признаков и условий течения химических реакций, выполнение химического
эксперимента, выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом, решение задач, получение химической
информации из различных источников;
− умение организовывать исследование с целью проверки гипотез;
− умение делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы;
− умение объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к
псевдонаучной информации .

Коммуникативные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
− полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
− адекватное использование речевых средств для участия в дискуссии и аргументации своей позиции, умение
представлять конкретное содержание с сообщением его в письменной и устной форме, определение способов
взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации;
− определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации, участие в диалоге,
планирование общих способов работы, проявление уважительного отношения к другим учащимся;
− описание содержания выполняемых действий с целью ориентировки в предметно-практической деятельности; −
умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
−формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
−осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
−использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной
речи, так и в форме внутренней речи;
−развивать коммуникативную компетенцию, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с
текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной
точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
− применять основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

− соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
− пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
− грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
Обучающийся получит возможность научиться:
− выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и
строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
− использовать приобретённые знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
− использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и решении учебноисследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
− осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
− создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения
предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

Учебный (тематический) план
№
п\п

Название раздела, темы

Количество часов
всего
теория

практика

Формы аттестации
(контроля)

1

Введение

2

1

1

2

Лаборатория юного химика

9

2

7

3

Домашняя химия

13

2

11

4

Увлекательная химия для 4
экспериментаторов
Проектная деятельность
6

5

1

всего

10

24

5

34

4

Соблюдение требований ТБ.
Текущий контроль. Отчет о
практической работе.
Текущий контроль. Отчет о
практической работе.
Текущий контроль. Отчет о
практической работе.
Текущий контроль. Отчет о
практической работе.
Оформление
проекта
и
презентации

Содержание учебного тематического плана
Введение – 2 часа
Знакомство с содержанием курса, изучение специализированной химической посуды и лабораторных
принадлежностей, правил мытья и сушки химической посуды, изучение правил по ТБ. Ее величество – Химия: кто она и
где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и рук человека. Химик – преданный и послушный ученик химии.
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Демонстрации:
− взаимодействие раствора тиосульфата натрия с йодом;
− химический хамелеон; − химическая радуга.
Практическая работа № 1. «Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени»
Лаборатория юного химика – 9 часов
Знакомство с простейшими химическими явлениями. Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж.
Изменение цвета в различных средах. Растительные индикаторы. Понятие о кристаллических и аморфных веществах.
Способы выращивания кристаллов. Понятие об индикаторах. Изменение окраски индикаторов в различных средах.
Понятие о кристаллах. Выращивание кристаллов медного купороса. Лабораторное оборудование и посуда. Изучение
строения пламени. «Изменение окраски индикаторов в различных средах».
Демонстрации:
«До какой температуры можно нагреть вещество»,

«Измерение температуры кипения воды с помощью лабораторного термометра и датчика температуры»,
«Определение рН в разных средах»,
«Наблюдение за ростом кристаллов»
Практическая работа № 2. «Определение рН растворов кислот и щелочей»
Практическая работа №3 «Индикаторные свойства различных растений и цветов (с определением рН растворов»
Практическая работа № 4. «Выращивание кристаллов медного купороса»
Домашняя химия – 13 часов
Изучение веществ, используемых в быту; использование знаний химии для приготовления изделий, пищевых
продуктов, средств гигиены, косметики в лабораторных условиях. Бытовые химикаты, их классификация на основе
применения. Правила обращения с препаратами бытовой химии. Отравление бытовыми химикатами (раствор
аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители,
лакокрасочные материалы и др.). Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах. Азбука химчистки. Техника
выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых
продуктов, крови, краски и т.д. Состав косметических средств. Значение водородного показателя (рН).
Классификация косметических средств: мыло, шампунь, духи, гели, лосьоны и др. Симпатические чернила:
назначение, простейшие рецепты. Состав акварельных красок. Правила обращения с ними. Химия-наука о
веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о лекарственных препаратах. Удивительны опыты с
лекарственными веществами.
Демонстрации:
«Измерение рН моющих средств»
Практическая работа № 5. «Содержимое домашней аптечки»
Практическая работа № 6. « Удивительные опыты с лекарственными веществами».
Практическая работа № 7. «Опыты с бытовыми химикатами»

Практическая работа № 8. «Выводим пятна»
Практическая работа № 9. «Изготовим духи сами»
Практическая работа №10 «Изучение щелочности различных сортов мыла и моющих средств»
Увлекательная химия для экспериментаторов – 4 часа
Изготовление фараоновых змей. Знакомство с реакциями окрашивания пламени. Разноцветный фейерверк.
Водоросли в колбе. Химический новый год. Изготовление химических елок и игрушек.
Практическая работа № 12. «Получение фараоновых змей»
Практическая работа № 13. «Химические водоросли»
Практическая работа № 14. « Изготовление химических елок и игрушек»
Практическая работа № 15. «Анализ напитков при помощи цифровая (компьютерная) лаборатория»
Проектная деятельность - 6 ч.
Тема направлена на приобретение умений написания проектов, выявления основных составных частей проектов;
умений пользоваться учебной и научной литературой для решения поставленных задач. По результатам учащиеся
предлагают индивидуальные проекты, которые сдаются в виде тезисов и презентаций проектов. На защите проектов
учащиеся приобретают коммуникативные навыки, умение доказывать собственную точку зрения. Примерные темы
исследовательских работ: «Изучение щелочности различных сортов мыла и моющих средств», «Индикаторные
свойства различных растений и цветов (с определением рН растворов».
Итоговое занятие: учитель подводит итоги, выявляет наиболее активных учеников, выясняет, чем для учащихся
завершился этот курс, дает соответствующие рекомендации.

Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
Наименование
объединения
группы

Уровень/год
обучения

Срок
учебного года
(продолжительность
обучения)

ДООП
«Школа
юного
химика»

1
год Сентябрь-май
обучения

Количество занятий
в неделю/
продолжительность
одного занятия

Наименование Всего
Кол-во
дисциплины
академических академических
(модуля)
часов в год
часов в неделю

1 (40 минут)

ДООП
«Школа
юного
химика»

34

1

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое обеспечение Программы
Методика обучения по программе «Школа юного химика» состоит из сочетания лекционного изложения
теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач.
Обучающиеся закрепляют полученные знания путем самостоятельного выполнения практических работ. Для развития
творческого физического мышления и навыков аналитической деятельности педагог проводит семинары, занятия по
презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры.
Материально – техническое обеспечение
Занятия проводятся в кабинете химии.
Перечень оборудования учебного помещения: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога,
компьютер, МФУ, интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением. Перечень
оборудования, необходимого для проведения занятий –лабораторное физическое оборудование, Цифровая лаборатория
(ЦЛ), программно-аппаратный комплекс, датчиковая система – комплект учебного оборудования, включающий
измерительный блок, интерфейс которого позволяет обеспечивать связь с персональным компьютером, и набор датчиков,
регистрирующих значения различных величин. Учебные электронные пособия.
Серия справочных таблиц по химии: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»,
«Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», наборы химических
реактивов для проведения лабораторных работ, химическая посуда и приборы.
Есть выход в Интернет.
Кадровое обеспечение
Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое профильное образование, владеющий
навыками руководства научно-исследовательской деятельностью учащихся.

Литература
1. Золотавина Е. А. «Мир химии». Программа кружка по химии. // Химия в школе. -2009.- № 5.- С. 25-26).
2. Оржековский П. А. , Давыдов В. Н. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: Книга для учителя.
М.: Просвещение, 2008.
3. Пичугина Г. В. Химия и повседневная жизнь человека/Г. В. Пичугина. –М.: Дрофа, 2004.-252 с.
4. Тяглова Е. В. Исследовательская деятельность учащихся по химии: метод. пособие/Е. В. Тяглова. – М.: Глобус,
2011. – 224 с.
5. Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Химия, 2010 г. – 224 с.
6. Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. Практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств
бытовой химии.// Химия в школе.- 2002.-№ 9. с. 73-80
7. Баженова О.Ю. Пресс-конференция. Неорганические соединения в нашей жизни// Химия в школе.-2005.-№ 3.-с.
67-74.
8. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 2007.
9. Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 25-26.
10. Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием. // Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 64-70.
11. Стройкова С.И. Факультативный курс "Химия и пища".// Химия в школе.-2010.- № 5.- с. 28-29.
12. Шапошникова И. А., Молчанова М.М. Таблица Менделеева в неживой природе. 7-11 классы. Универсальное
метапредметное пособие по химии, географии, экологии/М.: БИНОМ, 2013.
13. Яковишин Л.А. Химические опыты с лекарственными веществами. // Химия в школе.- 2004.-№ 9.-С. 61-65.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».