Коррекционно-развивающий курс «Ритмика» Вариант 7.2 Пояснительная записка Актуальность. С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции специфическими средства воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Данная программа направлена на коррекцию особенностей нервно-психического склада, своеобразия поведения и личностной реакции, а также эмоционально-волевой незрелости у детей с ЗПР. Целью программы является создание условий для личностного развития обучающихся с ЗПР и коррекции отклонений в психическом и физическом развитии обучающихся с ЗПР, посредством воздействия специфическими средствами, свойственными ритмике. Раздел 1 Планируемые результаты реализации программы коррекционного курса "Ритмика" Личностные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья: • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья; • проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми; • проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья. • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; Метапредметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья: • обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям; • планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом индивидуальных возможностей и требования сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях; 1 • управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия. • формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья: • двигаться в соответствии с характером, темпом и динамикой музыки, отличать начало и конец звучания музыкального произведения; • ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать по кругу, между предметами, воспроизводить несложный ритм и простые движения с предметами, выполнять игровые и плясовые движения, согласовывая движения рук с движениями ног и туловища; • выполнять дыхательные упражнения; • использовать на уроках ритмики умения, полученные на занятиях по музыке и физической культуре; • уметь себя самопрезентовать в выступлениях перед зрителями. Содержание программы по коррекционному курсу "Ритмика" Программа содержит 4 раздела: • «Ритмико-гимнастические упражнения»; • «Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами»; • «Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку»; • «Народные пляски и современные танцевальные движения». № Тема п\п 1 Вводный 2 3 4 5 6 Раздел 2 Содержание программы Основные узловые моменты Форма Инструктаж по ТБ. Разновидности ходьбы. Бег. Практика ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. бег. Разновидности ходьбы и бега. ОРУ. Подвижная Практика игра. Упражнение на релаксацию. Ходьба и Разновидности ходьбы. Танцевальный шаг на Разновидности прыжков. ОРУ. Танцевальный полупальцах шаг на полупальцах (под музыку). Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. РитмикоРитмико-гимнастические упражнения. гимнастические Перестроение под музыку. ОРУ. Танцевальный упражнения шаг. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Подбрасывание Подбрасывание, перекатывание малого мяча, малого мяча, обруча в обруча под счет из положения стоя, сидя, с малом ритме изменением темпа счета, под музыку. ОРУ с флажками. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Упражнение с Перестроения. Разновидности ходьбы с препятствиями и на преодолением препятствий с изменением ритма координацию движений под различный темп музыки. ОРУ. Практика Практика Практика Практика 2 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 движений Игра. Упражнение на релаксацию. Строевые упражнения. Перестроение. Строевые упражнения ОРУ. Перестроения. Упражнения на гимнастической скамейке и с мячами. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Упражнение с Упражнение в движении с обручем, скакалкой, обручем, скакалкой, гимнастической палкой под изменяющийся гимнастической темп музыки. палкой Итоговое занятие Участие в классном «Празднике осени» Вводный Чередование ходьбы и бега. ОРУ. Упражнения развивающие музыкальный слух, ритм, память. Знакомство с барабаном. Отстукивание ритма на слух. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Упражнения на Ходьба и бег чередуются с построениями под внимание определенные доли музыкального произведения. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Упражнение на Знакомство с колокольчиком, его звучанием. расслабление мышц Чередование ходьбы и бега. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Упражнение на Основная стойка. Разновидности шага. координацию Построение. ОРУ, Отстукивание, отзванивание движений ритма мелодий. Подвижная игра на развитие координационных способностей. Упражнение на релаксацию. Импровизация ОРУ. Движение руками и ногами под движений с динамические акценты музыки. Подвижная колокольчиками на игра. Упражнение на релаксацию. музыкальные темы Упражнение на Разновидности бега, учитывая характер музыки. передачу в движении Ритмико-гимнастические упражнения с мячами. характера музыки, на ОРУ в движении. Игра. Танец «Стукалка», с развитие двигательной колокольчиками. Солирование с барабаном, с активности колокольчиками. Упражнение на релаксацию. Итоговое занятие Участие в школьном празднике «Новогодний серпантин» Импровизация Движение руками и ногами под динамические движений на акценты музыки. Подвижная игра. Упражнение музыкальные темы. на релаксацию. Упражнения, Ритмичное выполнение притопов, прихлопов. развивающие темп и ОРУ. Подвижные игры. Упражнения на ритм гимнастической скамейке и с мячами. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Индивидуальное Использование различных атрибутов для творчество развития двигательной активности. Эстафеты со скакалками. Упражнение на релаксацию. Подвижные игры с ОРУ. Подвижные игры с пением и речевым пением и речевым сопровождением.Упражнение на релаксацию. сопровождением Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика 3 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Упражнения в Использование различных пособий, атрибутов передаче игровых для развития двигательной активности. образов под музыку Подражание животным в движении. ОРУ. Упражнение на релаксацию. Русские народные Разучивание упражнения «потопаем игры. покружимся, похлопаем, покружимся». Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию. Упражнение на Ритмико-гимнастические упражнения с мячами. передачу в движении ОРУ в движении. Танец «Стукалка». характера музыки Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию. Упражнение на умение Бег на полупальцах, притопы, вступая в нужное сочетать движение с время, учитывая характер музыки. Ритмикомузыкой, упражнения гимнастические упражнения с флажками. ОРУ в на внимание движении. Музыкальная игра. Упражнение на релаксацию. Итоговое занятие Участие в классном празднике «День птиц» Танцевальные Танцевальные упражнения. Обучение упражнения и танцевальным движениям: «Пружинка», движения «Кружение на месте». ОРУ в движении. Подвижные игры. Упражнение на релаксацию. Соединение движения Изучение танцевального шага «Галоп» под с музыкой различный характер музыки. ОРУ. Подвижная игра. Упражнение на релаксацию. Танцевальные ОРУ. Разучивание танцевальных упражнений и упражнения и движений с предметами . Музыкальная игра. движения с Упражнение на релаксацию. предметами Упражнение на Танцевальные упражнения «русский хоровод», развитие «танец с платочками», «хлоп да хлоп». танцевального Разучивание танцев «Русская плясовая», творчества «Хороводный». Упражнение на релаксацию. Элементы русских Танцевальные упражнения «русский хоровод», народных плясок «танец с платочками, флажками», «хлоп да хлоп», «пружинка», «вертушка», «качание рук». Плясовая «Как пошли наши подруженьки гулять». Танец «Русская плясовая» Упражнения на релаксацию. Итоговое занятие Участие в школьном празднике «Последний звонок» Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Практика Раздел 3. Тематическое планирование (с указанием часов, отводимых на изучение темы) 1 класс № Тема занятия Всего Теория Практика п/п Ритмико-гимнастические упражнения (9 часов) 1 1. Вводный 1 1 2 2.Ходьба и бег. Разновидности ходьбы 1 1 3 3. Танцевальный шаг на полупальцах 1 1 4 4. Ритмико-гимнастические упражнения. 1 1 4 5. Подбрасывание, перекатывание малого мяча, 1 обруча в заданном ритме под музыку. 6 6.Упражнение с препятствиями и на координацию 1 движений 7 7. Строевые упражнения. Перестроения. 1 8 8.Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической 1 палкой 9 Итоговое занятие 1 Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами (7 ч) 10 1. Вводный 1 11 2. Упражнения на внимание 1 12 3. Упражнение на расслабление мышц 1 13 4. Упражнение на координацию движений 1 14 5. Импровизация движений с колокольчиками на 1 музыкальные темы 15 6. Упражнение на передачу в движении характера 1 музыки, на развитие двигательной активности 16 7. Итоговое занятие 1 Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку (9 ч) 17 1. Импровизация движений на музыкальные темы. 1 18 2. Упражнения, развивающие темп и ритм. 1 19 3. Индивидуальное творчество 1 20 4.Подвижные игры с пением и речевым 1 сопровождением 5 21 5. Упражнения в передаче игровых образов под музыку 6. Русские народные игры. 7. Упражнения на передачу в движении характера музыки 8. Упражнения на умение сочетать движение с музыкой, упражнения на внимание 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - 1 1 1 - 1 1 1 - 1 25 9. Итоговое занятие 1 Народные пляски и современные танцевальные движения (8 часов) 26 1. Танцевальные упражнения и движения 1 27 2. Соединение движения с музыкой 1 28 3. Танцевальные упражнения и движения с 1 предметами. 29 4.Элементы русских народных плясок. 2 30 5. Упражнения на развитие танцевального 2 творчества 31 6. Итоговое занятие 1 Всего 33 0 1 22 23 24 1 1 1 2 2 1 33 5 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)