2 Пояснительная записка Коррекция и развитие познавательной деятельности Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей. Занятия, специфически направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе начальной школы. Причина тому - психофизиологические особенности младших школьников. А именно то обстоятельство, что в 7–10-летнем возрасте наиболее интенсивно протекает и, по существу, завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Таким образом, программа имеет социально-педагогическую направленность. Наиболее удачными являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельностью, нестандартными уроками. Нестандартные задания дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке и во внеурочной работе, так как в их решении присутствует крупица открытия. Большая часть упражнений представлена такими нестандартными заданиями. По мере того, как ребёнок начинает систематически упражняться в решении нестандартных заданий, его мышление неизбежно начинает перестраиваться. Это проявляется в качественном развитии практически-действенного, образного и понятийноготеоретического мышления. Нестандартные задания, решаемые на уроках, служат «переходным мостом» от классной работы к внеклассной. Последовательное осуществление органической связи между повседневной учебной работой на уроках и внеклассной работой, позволяет добиться больших успехов. При решении нестандартных заданий формируются навыки самостоятельности, неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в различных ситуациях, что немаловажно для современного школьника, овладевающего учебноорганизационной и интеллектуальной компетенциями. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, 3 выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на развитие личностно - мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребёнка, памяти, внимания, пространственного воображения, образного мышления и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач образовательного процесса. Цель и задачи программы Цель программы – это развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей. Задачи программы Обучающие: - формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов); - углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей. Развивающие: - формирование и развитие логического мышления; - развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.); - развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти); - развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации; - развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований); - развитие речи и словарного запаса учащихся; - развитие быстроты реакции. Воспитательные: - формирование положительной мотивации к учению. - формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам; - формирование умения работать в группе Отличительные особенности программы Отличительной особенностью программы является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, 4 оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Все задания условно можно разбить на несколько направлений: - задания на развитие внимания; - задания на развитие памяти; - задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, умения копировать образец; - задания на развитие мышления; - задания на развитие речи, обогащение словарного запаса. Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе. Одним заданием развивается и внимание, и память, и мышление. Сроки реализации программы Общая продолжительность обучения составляет 17 часов (2 занятия в неделю по 25-30 минут). Структура занятия Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную. Задача вводной части – направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. «Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе дети отвечают на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы. Например, «Какая ветка не растёт на дереве?», «В какое время суток ты ужинаешь?», «Что общего у всадника и у петуха?» и т.п.). Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов. Продолжительность основной части –10-15 минут. Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании учащихся. Продолжительность заключительной части – 5-10 минут. Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться: -логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; - увеличить скорость и гибкость мышления - выделять существенные признаки и закономерности предметов; - сравнивать предметы, понятия; - обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления; - определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями; - концентрировать, переключать своё внимание; 5 - развивать свою память; - улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительномоторной координации; - уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ; - самостоятельно выполнить задания; - осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки; - решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать; - находить несколько способов решения задач; - работать в группе. Формы подведения итогов Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется: -– степенью помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; – поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; - отзывы учителей, воспитателей ГПД, родителей. 2 класс 2020-2021 учебный год № п/п 1. Содержание урока Входная диагностика Количество часов 1 Восприятие (6 часов) 2. Зрительное восприятие 1 3. Зрительное восприятие 1 4. Цветовосприятие 1 5. Цветовосприятие 1 6. Пространственное восприятие 1 7. Осмысленность восприятия 1 6 Память (7 часов) 8. Зрительная память 1 9. Слуховая память 1 10. Слуховая память 1 11. Двигательная память 1 12. Двигательная память 1 13. Словесно-логической память 1 14. Словесно-логической память 1 Внимание (8 часов) 15. Внимание 1 16. Внимание 1 17. Внимание 1 18. Внимание 1 19. Внимание 1 20. Внимание 1 21. Внимание 1 22. Внимание 1 Воображение (6 часов) 23. Воображение и слова 1 24. Воображение и рассказ 1 25. Воображение и восприятие 1 26. Фантазия и ролевые игры 1 27. Креативное воображение 1 28. Промежуточная диагностика 1 Мышление (4 часа) 29. Мышление 1 7 30. Мышление 1 31. Мышление 1 32. Мышление 1 33. Итоговое занятие 1 3-4. Упражнения для развития зрительного восприятия младших школьников УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ, НА СООТНЕСЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЕЛИЧИНЕ «Отгадай фигуру» Задание: ребёнку предлагается набор геометрических фигур. На доске или перед ребёнком изображения тетради, пенала, ластика, красок, точилки. Ребёнку предлагается назвать все нарисованные предметы и подобрать к ним обобщающее слово. Затем закрыть глаза и на ощупь определить какую геометрическую фигуру дали, ответить на вопросы: -Какой предмет похож на треугольник? (квадрат, круг, прямоугольник) -Из чего он сделан? «Воспроизведение геометрических фигур» Задание: внимательно рассмотреть рисунок, проговорить какая фигура, где находится, по памяти нарисовать. «Покажи дорожку» Задание: посмотреть внимательно на таблицу из геометрических фигур, помочь герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту, для этого покажи или закрой фишками слева направо: все заштрихованные треугольники (круги, квадраты). Квадраты. 5-6. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ «Гусеница» Оборудование: кружки зелёного цвета различные по насыщенности. (Приложение 2, рис.3) Задание: разложи кружочки зеленого цвета разных оттенков от самого светлого к самому тёмному. «Знаковая таблица» Детям предлагают на цветной таблице показать числа определенного цвета в порядке возрастания (убывания) за определенное время. Воспроизведение из цветных полосок различных сочетаний, напоминающих буквы П,Н,Ш,Т, и т.д. Предварительно проводится тщательный анализ, в ходе которого дети уточняют, из скольких полосок составлена данная фигура, какого она цвета, размера, как расположены. 7. УПРАЖНЕНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ, РАЗВИТИЕ ГЛАЗОМЕРА «Что, где было? И что изменилось?» Задание: показать и назвать, что или кто находится над – под, выше – ниже, за – перед, справа – слева данного объекта или предмета. Объяснить, что изменилось. «Кто (что) где?» 8 Задание: рассмотреть рисунки и рассказать, как расположены предметы относительного заданного, пользуясь полными предложениями, с использованием слов выше – ниже, ближе – дальше, справа – слева «Нарисуй фигуры» Ребенка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре - круг, слева - квадрат, выше круга - треугольник, ниже - прямоугольник, над прямоугольником - 2 маленьких кружка, под прямоугольником - маленький кружок. Задание ребенок выполняет последовательно. 8. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОСМЫСЛЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА 1. Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов. - Какие предметы изображены? Назови их 2. Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр. - Какие предметы изображены? Назови их 3. Поиск отличий в сходных изображениях. - Найди отличия в этих рисунках 4. Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей - Что не нарисовал художник? 5. «Найди заплатку» Ребёнку предлагается рисунок коврика, в котором часть узора вырезана, и набор заплаток. Необходимо подобрать заплатку точно с таким узором, как на коврике. 9. Упражнения на развитие зрительной памяти «Разноцветная лесенка» Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек. Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем ребенок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом. 10-11. Упражнения на развитие слуховой памяти Занятие проводится по аналогии с известной игрой «Снежный ком». Вы называете одно слово, ребенок называет то слово, которое сказали вы, и добавляет свое слово. Вы повторяете свое слово, слово, которое сказал ребенок, и добавляете третье. Потом эстафета переходит опять к ребенку, он должен повторить 3 названных слова и добавить еще одно и т. д. Для «Эстафеты слов» лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа», «Погода», «На улице», «Спорт», «Фрукты». Можно договориться называть слова на какуюнибудь одну букву или только одушевленные существительные и т. д. Вот пример такой эстафеты на тему «Природа». Первый играющий говорит: «Деревья». Второй говорит: «Деревья, трава». Первый добавляет: «Деревья, трава, река». Второй: «Деревья, трава, река, лес». Проигрывает тот, кто ошибется в повторе или не сможет добавить еще одно слово. На первых порах можно играть в медленном темпе, постепенно доводя его до быстрого. 12-13. Игры на развитие двигательной памяти «Повторяй за мной» Для занятия вы можете использовать подручный спортивный инвентарь (мяч, скакалку). 9 Упражнение заключается в том, что ведущий показывает одиночные движения или серии движений, а дети смотрят, запоминают и правильно их повторяют. От классической утренней гимнастики это занятие отличается тем, что выполнение движений не сопровождается комментариями, то есть ребенок зрительно воспринимает последовательность движений и запоминает их путем повторения. 14-15. Упражнения на развитие словесно-логической памяти «Группировка слов» Для занятия вам потребуются карточки с цепочками из 12 слов. Сначала дайте ребенку задание на карточке № 1: «Перед тобой карточка, на которой написано 12 слов. Сконцентрируй внимание, прочитай их и запомни». Когда ребенок прочитает слова и вернет вам карточку, попросите его повторить цепочку слов. Обсудите, сколько слов он запомнил. После этого проведите физкультминутку или подвижную игру (например, «Повторяй за мной»). Через 5—7 минут дайте ребенку карточку № 2, на которой слова написаны в 3 строчки, но их тоже 12, и запомнить надо все слова. Сравните результаты, спросите ребенка, слова с какой карточки было легче запомнить. Безусловно, группировка слов по смыслу или по общему признаку облегчает запоминание. И это умение надо тренировать. Предложите ребенку перегруппировать слова карточки № 1 так, как это сделано в карточке № 2. № 1. Шкаф, листья, стол, лужа, диван, капля, дерево, кресло, почки, гроза, лес, дождь. № 2. Малина, клубника, смородина, черника; ручка, тетрадь, карандаш, линейка; лето, жара, солнце, июль. Предлагаем еще варианты цепочек слов, на которых можно отрабатывать умение группировать слова. Метель, пирог, февраль, рубашка, конфеты, сугроб, юбка, торт, платье, мармелад, брюки, мороз. Река, магазин, футбол, океан, вратарь, ручей, покупки, гол, море, деньги, стадион, продавец. Кастрюля, месяц, тарелка, веселье, год, смех, чашка, сутки, радость, сковорода, улыбка, час. 16. Упражнение на развитие концентрации внимания Упражнение «Муха» Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет обучающемуся, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются обучающимся. Обучающийся должен, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если ктото теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности. 17. «Внимание!» Используем методику Мюнстерберга и её различные модификации. В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще - существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. 10 Пример задания: ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪЩЮСАЭЕЫМЯЧ ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР ФРШУБАТВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЩМОРЖ 18. «Заметь все». Раскладываются в ряд 7–10 предметов (можно выставлять картинки с изображением предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили. Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8–10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали. 19. «Зеркало» Развитию концентрации внимания служит также игра "Зеркало", в которой детям предлагается вслед за ведущим повторить его движения (как отдельные движения, так и их последовательность). 20. Игра "Ищи безостановочно". За 10-15 секуд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу ребенок начинает перечисление. 21. Счет с помехой. Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т. д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок. 22. распределения внимания. Ребенку предлагают следующее задание - вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в то же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. 23. Игра «Числа» условия игры: ведущий предлагает участникам игры посчитать вслух от 1 до 30, причем числа, содержащие 4 или делящиеся на 4, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. 24. Воображение и слова Составить знакомые слова. Потребуется лист, фломастеры. Упражнение 1: на листе пишут либо набор выборочно взятых букв бтврпячкдкжмячс либо какое-то очень длинное знакомое слово: высокопревосходительство 11 Задание: из букв составить слова. У кого количество их будет больше, тот и выиграл. 25. Воображение и рассказ Прочитайте вместе небольшой, но интересный рассказ или даже отрывок. Потом задайте вопросы. Например, как он представил себе тот или иной предмет, человека, или место, описанное в рассказе? Как закончился рассказ? А как мог бы закончится? Если же это отрывок, то пофантазируйте вместе с ребенком как завершаться события. А потом дочитайте до конца и сравните, то есть, включите воображение и сами придумайте свой конец. Затем сравните его с замыслом автора. 26. Воображение и восприятие «Прогулка в лесу». Для выполнения задания потребуются записи лесных звуков: пение птиц, шум листвы и дождя в лесу, крик ночных птиц и зверей, треск ветвей и т. д. Задание: закрыть глаза, включить запись. А далее ребенок должен представить себя в глухом, дремучем лесу, т. е. если шуршит листва – крадется зверь или змея, шумит дождь – нужно спрятаться под деревом, поют птицы – подпеть им, журчит ручей – подумать, как перебраться через него и т. д. Вот такая прогулка по лесу исключительно «на слух», по звукам. 27. Фантазия и ролевые игры Игра «Поменяться ролями». Взрослый меняется с ребенком. То есть, он в течение какого-то времени должен выполнять определенные обязанности. Например, накрывать на стол, помыть посуду, убрать за «дочкой» игрушки. А взрослый в свое время исполняет роль сына или дочери: отнекивается от уроков, не хочет убирать свои вещи, 28. Дидактическая игра «Пифагор» (креативное воображение) Цель: сложить из отдельных элементов определенные фигуры по словесной конструкции (без образа). В качестве конструктивного материала можно использовать следующие комплекты деталей: 1) два комплекта картонных деталей, полученных путем разрезания квадратов 8 фигур, 7 фигур 2) комплект картонных полукругов различной величины 3) набор деталей, включающий элементы двух предыдущих комплектов. Все предложенные для воссоздания объекты должны быть хорошо знакомы детям. Они складывают изображения предметов, начиная с простых (гриб, кораблик, домик) и заканчивая более сложными (насекомые, животные, человек). 12 30.Игра «Ключ к неизвестному» Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса. Ход игры: Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства? 31. «Говори наоборот» Цель: развитие мышления, воображения. Ход проведения: Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец. 32. Упражнение (на развитие ассоциативного мышления) Цель: побудить детей к ассоциативному мышлению. Ход проведения: Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например: Верблюд - горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д. В конце попросите детей поработать самостоятельно над 2-3 словами. Применяйте это упражнение как можно чаще, формируя тем самым навык ассоциативного мышления. Примерный набор слов: ноготь, стакан, солнечный, осленок и т.п. 33. Упражнение «Главный предмет» Цель: Развитие абстрактно-логическое мышление Ход проведения: Взрослый говорит детям: "Сейчас я прочитаю вам ряд слов. Из этих слов вы должны будете выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова. Например, сад... Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т.е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника... собаки... забора... земли?.. Почему?" Примерные задания: а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище) б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода) в) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) г) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены) д) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево) е) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага) ж) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила) з) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово) и) Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты) Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)