Рабочая программа «Родная литература» для 10-11 классов соответствии с ООП СОО МБОУ СОШ с.Кошай составлена в Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; 1 и – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; – эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; 2 – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. 3 В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: – демонстрировать знание произведений родной литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; – в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); – осуществлять следующую продуктивную деятельность: 4 • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду); • выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – давать историко-культурный комментарий к тексту произведения; – анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; – анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); – анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст. Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать: – о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет; – об историко-культурном подходе в литературоведении; – об историко-литературном процессе XIX и XX веков; – о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений; – имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре; – о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой. Содержание учебного предмета Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития литературы Урала. В старших классах программа предлагает изучать уральские произведения в контексте общероссийского историко-литературного процесса в связи с его основными тенденциями. У учащихся выпускного класса на основе знаний, полученных в течение всего периода школьного обучения, должно сложиться систематизированное представление о литературе Урала, тенденциях и особенностях её развития. 5 10 класс Раздел 1. Духовная культура Урала – особого региона в составе России. Освоение Урала, начало христианизации края и его святые (Стефан Пермский, Трифон Вятский, Симеон Верхотурский), роль В. де Генина и В.Н. Татищева в промышленном и культурном развитии Урала. Фольклор и словесность народов, проживающих в регионе; сибирские летописи; деятельность С.У. Ремезова. Раздел 2. Тобольское литературное гнездо конца XVIII века. Тобольские журналы конца XVIII в. и их роль в культурном самосознании края. Журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену». Развитие жанра оды в поэзии Урала и Западной Сибири рубежа XVIII–XIX вв. Раздел 3. Развитие литературы в регионе в первой трети ХIХ века. Культурные гнезда и творческие личности на Урале в первые десятилетия ХIХ в. (И. Варакин, А. Лоцманов, Т. Беляев, П. Кудряшев, В. Феонов), появление периодических изданий. Литературное Оренбуржье. Культурная жизнь Перми в 1820–30 гг. Связь с общерусским литературным процессом. Раздел 4. Литература Урала в середине века. Творчество Ф. М. Решетникова. Проблема «народного реализма» писателя в контексте общероссийской литературы середины XIX в. Повесть «Подлиповцы» и ее роль в прозе шестидесятников. Творчество женщин-писательниц середины века – А. Кирпищиковой и Е. Словцовой-Камской. Раздел 5. Творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка как «визитная карточка» Урала. Общие тенденции творческого развития Мамина-Сибиряка, роль в русском литературном процессе; проблема художественного метода писателя. История Урала в романах МаминаСибиряка. «Приваловские миллионы» и «Горное гнездо». «Уральские рассказы». Социальные романы Мамина-Сибиряка: «Три конца», «Золото», «Хлеб». Автобиографические произведения («Черты из жизни Пепко»). 11 класс Раздел 1. Литература Урала в первые десятилетия ХХ века. Национальное, региональное, общероссийское в творчестве писателей Урала рубежа ХIХ–ХХ вв. (А.Туркин, И.Колотовкин, П.Инфантьев, К.Носилов, Б.Тимофеев, Е.Гадмер и др.). Проблема модернизма в литературе региона начала нового столетия. Оживление литературной жизни в конце 1910 – 1920-е гг., развитие периодической печати. Творчество Василия Каменского. Раздел 2. Советский период в литературе Урала. Творчество П. П. Бажова. Основные тенденции в развитии литературы региона в 1930–1950-е гг. Жанровые стратегии, основные достижения в области поэзии и прозы. Поэзия Б. Ручьева. Творчество 6 П. П. Бажова; художественное новаторство книги «Малахитова шкатулка». Цикл о мастерах в контексте мировой литературы и мифологии. Раздел 3. Литература Урала в 1960–1980-е гг. «Шестидесятничество» на Урале. Поэзия Л. Татьяничевой, К. Некрасовой, А. Решетова, М. Никулиной. Проза И. Акулова, А. Ромашова, А. Филипповича, В. Крапивина и др. Роль региональных журналов («Урал», «Уральский следопыт» и др.). Раздел 4. Литература и литературная жизнь региона в последние десятилетия. Современная литературная ситуация в регионе. Художники «новой волны» (А. Верников, В. Кальпиди, В. Дрожащих, А. Иванченко, О. Славникова, В. Исхаков, Н. Горланова и др.). Поэзия Ю. Казарина. Творческая судьба Б. Рыжего. Драматургия Н. Коляды. Развитие литературы в Тюмени, Челябинске, Перми, Оренбурге и национальных регионах. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 10 класс № Тема Количест во часов 1. Духовная культура Урала – особого региона в составе России 1 2. Освоение Урала, начало христианизации края и его святые (Стефан 1 Пермский, Трифон Вятский, Симеон Верхотурский), роль В. де Генина и В.Н. Татищева в промышленном и культурном развитии Урала 3. Фольклор и словесность народов, проживающих в регионе; сибирские 1 летописи 4. Деятельность С.У. Ремезова 1 5. Тобольское литературное гнездо конца XVIII века. Тобольские журналы 1 конца XVIII в. и их роль в культурном самосознании края. Журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену» 6. Развитие жанра оды в поэзии Урала и Западной Сибири рубежа XVIII–XIX вв. 1 7. Развитие литературы в регионе в первой трети ХIХ века 1 8. Культурные гнезда и творческие личности на Урале в первые десятилетия 1 ХIХ в. (И. Варакин, А. Лоцманов, Т. Беляев, П. Кудряшев, В. Феонов), появление периодических изданий 9. Литературное Оренбуржье 1 10. Культурная жизнь Перми в 1820–30 гг. Связь с общерусским литературным процессом. 11. Литература Урала в середине века. Творчество Ф. М. Решетникова 1 12. Проблема «народного реализма» писателя в контексте общероссийской 1 литературы середины XIX в. Повесть «Подлиповцы» и ее роль в прозе шестидесятников 13. Творчество женщин-писательниц середины века – А. Кирпищиковой и Е. 1 Словцовой-Камской 14. Творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка как «визитная карточка» Урала 1 15. История Урала в романах Мамина-Сибиряка. «Приваловские миллионы» и 1 «Горное гнездо» 16. Социальные романы Мамина-Сибиряка: «Три конца», «Золото», «Хлеб» 1 7 17. Автобиографические произведения Мамина-Сибиряка. «Черты из жизни Пепко» Систематизация изученного материала 1 11 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Тема Литература Урала в первые десятилетия ХХ века Национальное, региональное, общероссийское в творчестве писателей Урала рубежа ХIХ–ХХ вв. (А.Туркин, И.Колотовкин, П.Инфантьев, К.Носилов, Б.Тимофеев, Е.Гадмер и др.) Проблема модернизма в литературе региона начала нового столетия Творчество Василия Каменского Количест во часов 1 1 1 1 Советский период в литературе Урала. Творчество П. П. Бажова Творчество П. П. Бажова; художественное новаторство книги «Малахитова шкатулка» Цикл о мастерах в контексте мировой литературы и мифологии. 1 1 Жанровые стратегии, основные достижения в области поэзии и прозы. Поэзия Б. Ручьева Литература Урала в 1960–1980-е гг. «Шестидесятничество» на Урале Поэзия Л. Татьяничевой, К. Некрасовой, А. Решетова, М. Никулиной Проза И. Акулова, А. Ромашова, А. Филипповича, В. Крапивина и др. Роль региональных журналов («Урал», «Уральский следопыт» и др.) Литература и литературная жизнь региона в последние десятилетия. Современная литературная ситуация в регионе Художники «новой волны» (А. Верников, В. Кальпиди, В. Дрожащих, А. Иванченко, О. Славникова, В. Исхаков, Н. Горланова и др.) Поэзия Ю. Казарина. Творческая судьба Б. Рыжего Драматургия Н. Коляды Развитие литературы в Тюмени, Челябинске, Перми, Оренбурге и национальных регионах. Систематизация изученного материала 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1