Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая учебная программа по родной литературе СОО 10-11 кл. 2022-2023 Конаковой Е.Л.

Рабочая программа «Родная литература» для 10-11 классов
соответствии с ООП СОО МБОУ СОШ с.Кошай

составлена

в

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
–

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,

собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
–

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в

соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
–

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в

поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
–

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за

свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
–

формирование

уважения к русскому языку как государственному языку

Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
–

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,

проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
–

принятие

гуманистических

ценностей,

осознанное,

уважительное

доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
1

и

–

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе

способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
–

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего

возраста,

взрослыми

в

образовательной,

общественно

полезной,

учебно-

исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
–

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на

протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
–

экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным

богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
–

эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству

собственного быта.
Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами
универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
–

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,

собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
–

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и

жизненных ситуациях;
–

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,

необходимые для достижения поставленной цели;
2

–

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,

оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения

поставленной цели;
–

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
–

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,

распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
–

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений

другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
–

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск

возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
–

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения

со стороны других участников и ресурсные ограничения;
–

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
–

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом

команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
–

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и

комбинированного взаимодействия;
–

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием

адекватных (устных и письменных) языковых средств;
–

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их

активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
3

В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
–

демонстрировать знание произведений

родной

литературы, приводя примеры

двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
–

в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а

именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве
аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем
смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или
более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их
взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и
связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия,
способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства
раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении

(включая

переносные

и

коннотативные

значения),

оценивать

их

художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей
текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое
воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки
произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или
закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев
требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается
(например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
–

осуществлять следующую продуктивную деятельность:

4

• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать

небольшие

рецензии

на

самостоятельно

прочитанные

произведения,

демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание
принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–

давать историко-культурный комментарий к тексту произведения;

–

анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем

объективных

законов

литературного

развития

и

субъективных

черт

авторской

индивидуальности;
–

анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с

другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
–

анализировать

одну

из

интерпретаций

эпического,

драматического

или

лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись
художественного

чтения;

серию

иллюстраций

к

произведению),

оценивая,

как

интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
–

о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

–

об историко-культурном подходе в литературоведении;

–

об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

–

о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

–

имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия

ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами
нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
–

о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Содержание учебного предмета
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам

развития литературы Урала. В старших классах программа предлагает изучать уральские
произведения в контексте общероссийского историко-литературного процесса в связи с
его основными тенденциями. У учащихся выпускного класса на основе знаний,
полученных в течение всего периода школьного обучения, должно сложиться
систематизированное представление о литературе Урала, тенденциях и особенностях её
развития.
5

10 класс
Раздел 1. Духовная культура Урала – особого региона в составе России. Освоение
Урала, начало христианизации края и его святые (Стефан Пермский, Трифон Вятский,
Симеон Верхотурский), роль В. де Генина и В.Н. Татищева в промышленном и культурном
развитии Урала. Фольклор и словесность народов, проживающих в регионе; сибирские
летописи; деятельность С.У. Ремезова.
Раздел 2. Тобольское литературное гнездо конца XVIII века. Тобольские журналы
конца XVIII в. и их роль в культурном самосознании края. Журнал «Иртыш,
превращающийся в Ипокрену». Развитие жанра оды в поэзии Урала и Западной Сибири
рубежа XVIII–XIX вв.
Раздел 3. Развитие литературы в регионе в первой трети ХIХ века. Культурные
гнезда и творческие личности на Урале в первые десятилетия ХIХ в. (И. Варакин, А.
Лоцманов, Т. Беляев, П. Кудряшев, В. Феонов), появление периодических изданий.
Литературное Оренбуржье. Культурная жизнь Перми в 1820–30 гг. Связь с общерусским
литературным процессом.
Раздел 4. Литература Урала в середине века. Творчество Ф. М. Решетникова.
Проблема «народного реализма» писателя в контексте общероссийской литературы
середины XIX в. Повесть «Подлиповцы» и ее роль в прозе шестидесятников. Творчество
женщин-писательниц середины века – А. Кирпищиковой и Е. Словцовой-Камской.
Раздел 5. Творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка как «визитная карточка» Урала.
Общие тенденции творческого развития Мамина-Сибиряка, роль в русском литературном
процессе; проблема художественного метода писателя. История Урала в романах МаминаСибиряка. «Приваловские миллионы» и «Горное гнездо». «Уральские рассказы».
Социальные

романы

Мамина-Сибиряка:

«Три

конца»,

«Золото»,

«Хлеб».

Автобиографические произведения («Черты из жизни Пепко»).
11 класс
Раздел 1. Литература Урала в первые десятилетия ХХ века. Национальное,
региональное, общероссийское в творчестве писателей Урала рубежа ХIХ–ХХ вв.
(А.Туркин, И.Колотовкин, П.Инфантьев, К.Носилов, Б.Тимофеев, Е.Гадмер и др.).
Проблема модернизма в литературе региона начала нового столетия. Оживление
литературной жизни в конце 1910 – 1920-е гг., развитие периодической печати.
Творчество Василия Каменского.
Раздел 2. Советский период в литературе Урала. Творчество П. П. Бажова.
Основные тенденции в развитии литературы региона в 1930–1950-е гг. Жанровые
стратегии, основные достижения в области поэзии и прозы. Поэзия Б. Ручьева. Творчество
6

П. П. Бажова; художественное новаторство книги «Малахитова шкатулка». Цикл о
мастерах в контексте мировой литературы и мифологии.
Раздел 3. Литература Урала в 1960–1980-е гг. «Шестидесятничество» на Урале.
Поэзия Л. Татьяничевой, К. Некрасовой, А. Решетова, М. Никулиной. Проза И. Акулова,
А. Ромашова, А. Филипповича, В. Крапивина и др. Роль региональных журналов («Урал»,
«Уральский следопыт» и др.).
Раздел 4. Литература и литературная жизнь региона в последние десятилетия.
Современная литературная ситуация в регионе. Художники «новой волны» (А. Верников,
В. Кальпиди, В. Дрожащих, А. Иванченко, О. Славникова, В. Исхаков, Н. Горланова и
др.). Поэзия Ю. Казарина. Творческая судьба Б. Рыжего. Драматургия Н. Коляды.
Развитие литературы в Тюмени, Челябинске, Перми, Оренбурге и национальных
регионах.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
10 класс
№
Тема
Количест
во часов
1.
Духовная культура Урала – особого региона в составе России
1
2.
Освоение Урала, начало христианизации края и его святые (Стефан
1
Пермский, Трифон Вятский, Симеон Верхотурский), роль В. де Генина и В.Н.
Татищева в промышленном и культурном развитии Урала
3.
Фольклор и словесность народов, проживающих в регионе; сибирские
1
летописи
4.
Деятельность С.У. Ремезова
1
5.
Тобольское литературное гнездо конца XVIII века. Тобольские журналы
1
конца XVIII в. и их роль в культурном самосознании края. Журнал «Иртыш,
превращающийся в Ипокрену»
6.
Развитие жанра оды в поэзии Урала и Западной Сибири рубежа XVIII–XIX вв.
1
7.
Развитие литературы в регионе в первой трети ХIХ века
1
8.
Культурные гнезда и творческие личности на Урале в первые десятилетия
1
ХIХ в. (И. Варакин, А. Лоцманов, Т. Беляев, П. Кудряшев, В. Феонов),
появление периодических изданий
9.
Литературное Оренбуржье
1
10. Культурная жизнь Перми в 1820–30 гг. Связь с общерусским литературным
процессом.
11. Литература Урала в середине века. Творчество Ф. М. Решетникова
1
12. Проблема «народного реализма» писателя в контексте общероссийской
1
литературы середины XIX в. Повесть «Подлиповцы» и ее роль в прозе
шестидесятников
13. Творчество женщин-писательниц середины века – А. Кирпищиковой и Е.
1
Словцовой-Камской
14. Творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка как «визитная карточка» Урала
1
15. История Урала в романах Мамина-Сибиряка. «Приваловские миллионы» и
1
«Горное гнездо»
16. Социальные романы Мамина-Сибиряка: «Три конца», «Золото», «Хлеб»
1
7

17.

Автобиографические произведения Мамина-Сибиряка. «Черты из жизни
Пепко»
Систематизация изученного материала

1

11 класс
№
1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Тема
Литература Урала в первые десятилетия ХХ века
Национальное, региональное, общероссийское в творчестве писателей Урала
рубежа ХIХ–ХХ вв. (А.Туркин, И.Колотовкин, П.Инфантьев, К.Носилов,
Б.Тимофеев, Е.Гадмер и др.)
Проблема модернизма в литературе региона начала нового столетия
Творчество Василия Каменского

Количест
во часов
1
1

1
1

Советский период в литературе Урала. Творчество П. П. Бажова
Творчество П. П. Бажова; художественное новаторство книги «Малахитова
шкатулка»
Цикл о мастерах в контексте мировой литературы и мифологии.

1
1

Жанровые стратегии, основные достижения в области поэзии и прозы. Поэзия
Б. Ручьева
Литература Урала в 1960–1980-е гг. «Шестидесятничество» на Урале
Поэзия Л. Татьяничевой, К. Некрасовой, А. Решетова, М. Никулиной
Проза И. Акулова, А. Ромашова, А. Филипповича, В. Крапивина и др.
Роль региональных журналов («Урал», «Уральский следопыт» и др.)
Литература и литературная жизнь региона в последние десятилетия.
Современная литературная ситуация в регионе
Художники «новой волны» (А. Верников, В. Кальпиди, В. Дрожащих, А.
Иванченко, О. Славникова, В. Исхаков, Н. Горланова и др.)
Поэзия Ю. Казарина. Творческая судьба Б. Рыжего
Драматургия Н. Коляды
Развитие литературы в Тюмени, Челябинске, Перми, Оренбурге и
национальных регионах. Систематизация изученного материала

1

8

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».