Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Окружающий мир 2-4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана на
основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки РФ от 06.10.2009г. №373;
-

Примерной основной образовательной программы начального общего

образования, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Программы Министерства образования и науки РФ: Начальное общее
образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир»,
утвержденной МОН РФ в соответствии с требованиями ФГОС.
Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая
определена особой актуальностью экологического образования в современных
условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы,
возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке
их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую
остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша
страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в
условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий
характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного
человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к
природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика
ценностно-окрашенного

образа

окружающего

мира

как

дома

своего

собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе
1

происходит

становление

у

ребенка

современной

экологически

ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни
природы и общества, формируются личностные качества культурного
человека – доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему
городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически
обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие
интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление
подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин
в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются
условия для развития у обучающихся познавательных процессов, речи,
эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной
деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от
элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах
и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их
неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся
на основе следующих ведущих идей:
•идея многообразия мира; идея
•экологической целостности мира;
•идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в
природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных,

2

географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина
действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов
человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической
направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших
школьников

с

природным

многообразием,

рассматривая

его

и

как

самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно
существование человека, удовлетворение его материальных и духовных
потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной
идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея
экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных
экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой
природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается
значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется
положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.
Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества,
целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет
также включение в программу элементарных сведений из области экономики,
которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула
нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности
сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим
людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру
базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на
концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным
идеям воспитания культуры мира.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит
проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих
3

задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и
формы

обучения.

Учащиеся

ведут

наблюдения

явлений

природы

и

общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе
исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся
дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и
явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны
экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий,
организация посильной практической деятельности по охране среды и другие
формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с
окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на
улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных
предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой»,
поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками
урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный
курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот
почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той
или иной форме и после их окончания, например, в группе продленного дня,
на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы
родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали
их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и
конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения
информации от взрослых.
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной
школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 204ч: 2, 3 и 4
классы — по 68ч (34 учебные недели).

4

Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни
человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём
многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к
познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное
сотрудничество как основа мира на Земле.
•

Патриотизм

как

одно

из

проявлений

духовной

зрелости

человека,

выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании
служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности,
залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от
поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой
личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое,
психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе,
историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие
предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства
гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей
семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
5

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и
людей,
4)Осознанние норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной
среде;
5) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение,
запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением
информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве);
6) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
7.) называть важнейшие события и великих людей отечественной истории;
8.) знать государственную символику и государственные праздники современной
России; что такое Конституция; основные права ребенка.
9.) отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что
создано природой;
10.) умение объяснять, что такое общество, государство, история, демократия.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком.
Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные
размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад,
листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь,
гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры
веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и
тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о
форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и
6

план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.
Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на
местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и
ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение
Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в
родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки,
ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его
значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности
поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы,
использование

их

разнообразие

человеком.

(океан,

Водоемы

море,

родного

края

река,

озеро,

(названия,

пруд);
краткая

характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений,
животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе,
значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот
воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное
отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного
края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной
жизни человека.
Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок,
плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух,
вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники,

7

травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и
жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного
края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни
животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их
отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные,
всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и
домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к животным. Животные родного края, их названия,
краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет,
воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в
природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные –
распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные
сообщества. Природные сообщества родного края (2–
3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта
людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы.
Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение
человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.
Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий
сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на
природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения
в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых,
растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в

8

охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители
растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы.
Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов
(опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная,
органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем
органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная
ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья
окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с
ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой
и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности
общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание
того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена.
Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и
религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с
другими

людьми.

Культура

общения

с

представителями

разных

национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи,
умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее
представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции.
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание
посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг
каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов
семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи.

9

Духовнонравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение
к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и
мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.
Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия,
взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками,
культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к
сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им
в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в культуре народов России и мира.
Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего
труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный,
воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом
(наземным, в том числе железнодорожным, воздушным и водным. Средства
связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты,
форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях
сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое
содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная
символика России: Государственный герб России, Государственный флаг
России,

Государственный

гимн

России;

правила

поведения

при

прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации.
Права ребенка.

10

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность
главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие
граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности

и

упрочения

духовно-нравственных

связей

между

соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества,
Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День
России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.
Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной
газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России.
Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и
др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой
(основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы.
Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний
дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и
др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

11

Главный

город

родного

края:

достопримечательности,

история

и

характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их
обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии
народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное
отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.
Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр
народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт),
регион

(область,

край,

республика):

название,

основные

достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.
Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных
народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные
особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни
родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие
события общественной и культурной жизни страны в разные исторические
периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя,
СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и
культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся
люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана
памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников
истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека
за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран,
народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с
контрастными особенностями): название, расположение на политической
карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни

12

Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная
гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого
человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного
здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких
травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на
транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном),
в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности,
основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

1.
2.
3.
4.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование раздела
Количество часов
2 класс
Раздел «Где мы живем»
4ч
Раздел «Природа»
18 ч
Раздел «Жизнь города и села»
10 ч
Раздел «Здоровье и безопасность»
9ч
Раздел «Общение»
7ч
Раздел «Путешествия»
20ч
Всего
68 ч
3 класс
Раздел «Как устроен мир»
7ч
Раздел «Эта удивительная природа» 20 ч
Раздел «Мы и наше здоровье»
8ч
Наша безопасность
8ч
Раздел «Чему учит экономика»
12 ч
Раздел «Путешествие по городам и
странам» 13 ч
Всего
68 ч
4 класс
Раздел «Земля и человечество»
9ч
Раздел « Природа России»
10 ч
Раздел «Родной край — часть
большой страны»
11 ч
Раздел «Страницы всемирной
6ч
13

5.
6.

№
п/п

истории»
Раздел «Страницы истории России» 19 ч
Раздел « Современная Россия» 13 ч
Всего

68 ч

Календарно-тематическое планирование
2 класс
Тема

Кол-во
часов

Где мы живем? (4 ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Родна страна.
Город и село. «Родное село»
Природа и рукотворный мир.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем».
Природа (18 ч)
Неживая и живая природа.
Явления природы.
Что такое погода.
В гости к осени. (экскурсия)
В гости к осени. (урок)
Звездное небо.
Заглянем в кладовые земли.
Про воздух… И про воду.
Какие бывают растения.
Какие бывают животные.
Невидимые нити.
Дикорастущие и культурные растения.
Дикие и домашние животные.
Комнатные растения.
Животные живого уголка.
Про кошек и собак.
Красная книга.
Будь природе другом. Проект «Красная книга» или Возьмем под защиту»
Жизнь города и села (10 ч)
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»
Что такое экономика?
Из чего что сделано?
Как построить дом

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

14

27
28
29
30
31
32

33
34
35
36
37
38
39
40
41

42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Какой бывает транспорт
Культура и образование
Все профессии важны. Проект «Профессия»
В гости к зиме (экскурсия+урок)
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»
Презентация проектов «Родной город (село).»Красна я книга» или возьмем
под защиту Профессии».»
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека
Если хочешь быть здоров
Берегись автомобиля!
Школа пешехода
Домашние опасности
Пожар!
На воде и в лесу
Опасные незнакомцы
Проверим себя и оценим свои достижение по разделу «Здоровье и
безопасность»
Общение (7 ч)
Наша дружная семья»
Проект «Родословная»
В школе
Правила вежливости
Ты и твои друзья
Мы зрители и пассажиры
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»
Путешествия (20ч ч)
Посмотри вокруг
Ориентирование на местности
Ориентирование на местности
Форма земной поверхности
Водные богатства
В гости к весне (экскурсия)
В гости к весне (урок)
Россия на карте
Проект «Города России»
Путешествие по Москве
Московский Кремль
Город на Неве
Путешествие по планете
Путешествие по материкам
Страны мира.
Проект «Страны мира»
Впереди лето
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»
Презентация проектов «Родословная» «Города России», «Страны мира»
Что мы узнали и чему научились за год

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

Календарно-тематическое планирование
3 класс

15

№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Как устроен мир? (7 ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

Природа
Человек
Общество
Мир глазами эколога
Природа в опасности!
Обобщение по разделу «Как устроен мир»
Проверочная работа
Эта удивительная природа (20 ч)
Тела, вещества, частицы
Разнообразие веществ
Воздух и его охрана
Вода
Превращение и круговорот воды
Берегите воду!
Как разрушаются камни?
Что такое почва?
Разнообразие растений
Солнце, растения и мы с вами
Размножение и развитие растений
Охрана растений
Разнообразие животных
Кто есть кто?
Невидимая сеть и невидимая пирамида
Размножение и развитие животных
Охрана животных
В царстве грибов
Великий круговорот жизни
Обобщение по разделу «Эта удивительная природа»
Мы и наше здоровье (8ч)
Организм человека
Органы чувств
Надежная защита организма
Опора тела и движение
Наше питание
Дыхание и кровообращение
Умей предупреждать болезни
Здоровый образ жизни
Наша безопасность (8 ч)
Огонь, вода и газ
Чтобы путь стал счастливым
Дорожные знаки
Дорожные знаки (экскурсия)
Опасные места
О молниях, змеях, собаках и прочем
Экологическая безопасность
Обобщение по разделу «Наша безопасность»
Чему учит экономика (12 ч)

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

16

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Для чего нужна экономика?
Три кита экономики
Полезные ископаемые
Растениеводство
Животноводство
Какая бывает промышленность?
Что такое деньги?
Что такое деньги? (практика)
Государственный бюджет
Семейный бюджет
Экономика и экология
Обобщение по разделу «Чему учит экономика»
Путешествия по городам и странам (13 ч)
Золотое кольцо России
Золотое кольцо России
Золотое кольцо России
Наши ближайшие соседи
На севере Европы
На севере Европы
Что такое Бенилюкс?
В центре Европы
Путешествие по Франции и Великобритании
Путешествие по Франции и Великобритании
На юге Европы
По знаменитым местам мира
Что мы узнали и к чему научились за год

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

Календарно-тематическое планирование
4 класс
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Земля и человечество (9 ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Мир глазами астронома
Планеты солнечной системы
Звездное небо – Великая книга Природы.
Мир глазами географа
Мир глазами историка
Когда и где?
Мир глазами эколога?
Сокровища Земли под охраной человечества
Красная книга Свердловской области
Природа России (10 ч)
Равнины и горы России
Моря, озера и реки России
Природные зоны России
Зона арктических пустынь

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

17

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60

Тундра
Леса России
Лес и человек
Зона степей
Пустыни
У Черного моря
Родной край – часть большой страны (11 ч)
Наш край
Поверхность нашего края Презентация проекта «Моя малая Родина»
Водные богатства нашего края
Наши подземные богатства
Земля - кормилица
Жизнь леса
Жизнь луга
Жизнь в пресных водоемах
Растениеводств о в нашем селе
Животноводство в нашем селе
Систематизация знаний темы «Родной край- часть большой страны» страны»
Страницы всемирной истории (6 ч)
Начало истории человечества
Мир древности: Далекий и близкий
Средние века: Время рыцарей и замков
Новое время: Встреча Европы и Америки
Новое время: История продолжается сегодня
Систематизация знаний по теме «Страницы всемирной истории»
«Страницы истории России» (19ч)
Жизнь древних славян
Во времена Древней Руси
Страна городов
Из книжной сокровищницы Древней Руси
Трудные времена на Русской земле
Русь расправляет крылья
Куликовская битва
Иван Грозный
Мастера печатных дел
Патриоты России
Петр Великий
Михаил Васильевич Ломоносов.
Екатерина Великая
Отечественная война1812 года
Страницы истории XIX века
Россия вступает в XX век
Страницы истории 1920 – 1930 гг.
Великая Отечественная война и Великая победа
Страна, открывшая путь в космос
Современная Россия (13 ч)
Основной закон России – право человека
Мы - граждане России
Славные символы России
Такие разные праздники
Путешествие по России

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

18

61
62
63
64
65
66
67
68

Систематизация курса «Окружающий мир – 4 класс»
Систематизация курса «Окружающий мир – 4 класс»
Систематизация курса «Окружающий мир – 4 класс»
Систематизация курса «Окружающий мир – 4 класс»
Систематизация курса «Окружающий мир – 4 класс»
Систематизация курса «Окружающий мир – 4 класс»
Систематизация курса «Окружающий мир – 4 класс»
Годовая контрольная работа «Окружающий мир» 4 класс

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

19

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».