Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ИЗО 2-4 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- ФГОС НОО (утвержден Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373),
- Примерной основной образовательной программы начального общего
образования, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15),
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России,
- Основной образовательной программы начального общего образования
МБОУ СОШ с.Кошай.
-авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство», М.,
«Просвещение», 2015г.

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
В результате изучения

изобразительного

искусства на уровне

начального общего образования у обучающихся
будут сформированы основы художественной культуры: представление о
специфике изобразительного искусства, потребность в художественном
творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о
выразительных возможностях языка искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение,
учебно-творческие

способности,

эстетические

чувства,

формироваться

основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоциональноценностное

отношение

к

миру,

явлениям

действительности

и

художественный вкус;
2

сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности –
способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных
норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе,
другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое
представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой
самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора,
понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и
оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о
младших и старших, ответственности за другого человека;
появится готовность и способность к реализации своего творческого
потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности,
разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей,
открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных
культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной
жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия
«Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется
принятие культуры и духовных традиций многонационального народа
Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный
взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;
будут заложены основы российской гражданской идентичности,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, появится осознание своей этнической и национальной
принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии
произведений пластических искусств и в различных видах художественной
деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре,
художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
3

смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую
оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего
мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в
различных формах художественно-творческой деятельности;
научатся применять художественные умения, знания и представления о
пластических искусствах для выполнения учебных и художественнопрактических задач, познакомятся с возможностями использования в
творчестве различных ИКТ-средств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека
явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого
человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя
полученные знания и представления об изобразительном искусстве для
выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать
самостоятельно

при

разрешении

проблемно-творческих

ситуаций

в

повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
–

различать основные виды художественной деятельности

(рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и
дизайн,

декоративно­прикладное

художественно­творческой

искусство)

деятельности,

и

участвовать

используя

в

различные

художественные материалы и приемы работы с ними для передачи
собственного замысла;
–

различать основные виды и жанры пластических искусств,

понимать их специфику;
–

эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку,

обществу; различать и передавать в художественно­творческой
4

деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к
ним средствами художественного образного языка;
–

узнавать,

воспринимать,

описывать

и

эмоционально

оценивать шедевры своего национального, российского и мирового
искусства, изображающие природу, человека, различные стороны
(разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и
жизненных явлений;
–

приводить

примеры

ведущих

художественных

музеев

России и художественных музеев своего региона, показывать на
примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
–

воспринимать произведения изобразительного искусства;

участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;
различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
–

видеть проявления прекрасного в произведениях искусства

(картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в
быту;
–

высказывать

аргументированное

суждение

о

художественных произведениях, изображающих природу и человека в
различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
–

создавать простые композиции на заданную тему на

плоскости и в пространстве;
–

использовать выразительные средства изобразительного

искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру;
различные художественные материалы для воплощения собственного
художественно­творческого замысла;
–

различать основные и составные, теплые

и

холодные

цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью
5

смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи
художественного

замысла

в

собственной

учебно­творческой

деятельности;
–

создавать средствами живописи, графики, скульптуры,

декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на
плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные
черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
–

наблюдать,

сравнивать,

сопоставлять

и

анализировать

пространственную форму предмета; изображать предметы различной
формы; использовать простые формы для создания выразительных
образов

в

живописи,

скульптуре,

графике,

художественном

декоративные

элементы,

геометрические,

конструировании;
–

использовать

растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта;
использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента;
передавать в собственной художественно­творческой деятельности
специфику стилистики произведений народных художественных
промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
–
графики,

пользоваться средствами выразительности языка живописи,
скульптуры, декоративно­прикладногоискусства,

художественного

конструирования

в

собственной

художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные
эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при
создании живописных композиций на заданные темы;
–

моделировать новые формы, различные ситуации путем

трансформации
человека,

известного,

создавать

новые

фантастического

существа

и

образы

построек

природы,
средствами

изобразительного искусства и компьютерной графики;
6

–

выполнять

простые

рисунки

и

орнаментальные

композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?
Выпускник научится:
–

осознавать значимые темы искусства и отражать их в

собственной художественно­творческой деятельности;
–

выбирать

художественные

материалы,

средства

художественной выразительности для создания образов природы,
человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать
художественные задачи (передавать характер и намерения объекта —
природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в
живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам
данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения,
усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
–

видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие

природы, человека, зданий, предметов;
–

понимать и передавать в художественной работе разницу

представлений о красоте человека в разных культурах

мира;

проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
–

изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое

отношение к ним;
–

изображать многофигурные композиции на значимые

жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Раздел. 2. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного
творчества:

художник

и

зритель.

Образная

сущность

искусства:

художественный образ, его условность, передача общего через единичное.
7

Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей
о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.
Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и
различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы
в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной
культуры

(на

примере

культуры

народов

России).

Выдающиеся

представители изобразительного искусства народов России (по выбору).
Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и
региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров
национального, российского и мирового искусства. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в
организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь,
пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими
материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная.
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные
средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и
характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы,
человека,
Цвет

зданий,

основа

предметов,

языка

выраженные

живописи.

Выбор

средствами
средств

живописи.

художественной

выразительности для создания живописного образа в соответствии с
поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура.

Материалы

скульптуры

и

их

роль

в

создании

выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими
скульптурными

материалами

для

создания

выразительного

образа

(пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы).
Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота
человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
8

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов
для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага,
картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для
создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема,
вытягивание

формы;

бумага

и

картон

—

сгибание,

вырезание).

Представление о возможностях использования навыков художественного
конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного
искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере
народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда,
костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ
человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и
женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях.
Сказочные образы в народной

культуре и

декоративно­прикладном

искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в
прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей
деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.).

Ознакомление

с

произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом
местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в
пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении
композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе —
больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции:
низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое,
спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр
композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и
асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение
цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и
9

выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое
овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера
персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые,
плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер.
Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии
эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на
плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые
геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние
формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи
объема. Выразительность объемных композиций.
Ритм.

Виды

ритма

(спокойный,

замедленный,

порывистый,

беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма

в

эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача
движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в
декоративно­прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений,
различение

их

характера

и

эмоциональных

состояний.

Разница

в

изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр
пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных
художественных материалов и средств для создания выразительных образов
природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь
черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие

и

эмоциональная

оценка

шедевров

русского

и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики,
передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов —
представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов,
10

И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гогидр.).
Знакомство

с

несколькими

наиболее

яркими

культурами

мира,

представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция,
средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в
характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в
искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно­прикладного
искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере
традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы.
Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта,
орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой,
песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в
традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней
и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных
культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы,
семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность
образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и
качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и
т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня.
Использование различных художественных материалов и средств для
создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта,
видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального
окружения.

Отражение

в

пластических

искусствах

природных,

географических условий, традиций, религиозных верований разных народов
(на примере изобразительного и декоративно­прикладного искусства народов
России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление
11

помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и
игрушек.
Опыт художественно­творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и
художественно­конструкторской деятельности.
Освоение

основ

рисунка,

живописи,

скульптуры,

декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и
воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой,
ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение
элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор

и

применение

выразительных

средств

для

реализации

собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре,
художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона,
композиции,

пространства,

линии, штриха,

пятна,

объема,

фактуры

материала.
Использование

в

индивидуальной

и

коллективной

деятельности

различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа,
аппликации,

компьютерной

анимации,

натурной

мультипликации,

фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели,
восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины,
подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений
изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

12

Раздел 3. Тематическое планирование
Учебно-тематический план 2 класс:
№ Тема

Количество часов

1.

Чем и как работает художник.

8

2.

Реальность и фантазия.

8

3.

О чём говорит искусство.

10

4.

Как говорит искусство.

8
итого-34

Учебно-тематический план 3 класс:
№ Тема

Количество часов

1.

Искусство в твоём доме.

8

2.

Искусство на улицах твоего города.

7

3.

Художник и зрелище.

10

4.

Художник и музей

9
итого-34

13

Учебно-тематический план 4 класс:
№ Тема

Количество часов

1.

Истоки родного искусства.

8

2.

Древние города нашей земли.

8

3.

Каждый народ художник.

10

4.

Искусство объединяет народы.

8
итого-34

14

Календарно-тематическое планирование

класс

2
№

тема

Кол-во
часов

1

Три основных цвета.Поляна цветов.

1

2

Белая и черная краски. Природная стихия.

1

3

Пастель и цветные мелки, акварель. Осень (листопад)

1

4

Выразительные возможности аппликации. (осенний коврик)

1

5

Выразительные возможности графических материалов. (поздняя осень)

1

6

Выразительная возможность графики и скульптуры.(изображение животных

1

7

Выразительные возможности бумаги. (листья)

1

8

Понимание красоты различных художественных материалов.

1

15

9

Изображение и реальность

1

10

Изображение и фантазия

1

16

11

Украшения и реальность

1

12

Украшения и фантазия

1

13

Постройка и реальность

1

14

Постройка и фантазия

1

15

Братья-Мастера всегда работают вместе (обобщение темы)

1

16

Изображение природы в различных состояниях

1

17

Изображение характера животных

1

18-

Изображение характера человека: женский образ

2

Изображения характера человека: мужской образ

2

22

Образ человека в скульптуре

1

23

Человек и его украшения

1

24

О чём говорят украшения

1

25

Образ здания

1

19
2021

17

26

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к

1

миру (обобщение темы )
27

Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.

1

28

Тихие и звонкие цвета

1

29

Что такое ритм линии?

1

30

Характер линий

1

31

Ритм пятен

1

32

Пропорции выражают характер

1

33

Ритм линий и пятен, пропорции – средства выразительности

1

34

Обобщающий урок года.

1

18

класс

3
№

тема

Кол-во
часов

1

Твои игрушки

1

2

Посуда у тебя дома

1

3-4

Обои и шторы у тебя дома

2

5

Мамин платок. Цвет и ритм узора.

1

6

Твои книжки

1

7

Иллюстрирование русских народных потешек.

1

8

Труд художника для твоего дома. Самая красивая вещь в доме.

1

9

Памятники архитектуры. Изображение красивого здания.

1

10

Парки, скверы , бульвары

1

11

Ажурные ограды

1

12

Волшебные фонари

1

13

Витрины

1

14

Удивительный транспорт

1

15

Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы)

1

16-

Художник в цирке

2

18

Художник в театре

1

19-

Театр кукол

2

17

19

20
21

Маски

1

22-

Афиши и плакат

2

24

Праздник в городе

1

25-

Школьный карнавал (обобщение темы)

2

Музей в жизни города

2

29

Картина – особый мир. Картина – пейзаж

1

30

Картина - портрет

1

31

Картина-натюрморт

1

32

Картины исторические и бытовые

1

33

Скульптура в музее и на улице

1

34

Художественная выставка (обобщение темы)

1

23

26
2728

20

класс

4
№

тема

Кол-во
часов

1-2

Пейзаж родной земли

2

3-4

Деревня – деревянный мир.

2

5-6

Красота человека

2

7-8

Народные праздники (обобщение темы)

2

8

Родной угол

1

9

Древние соборы

1

10

Города Русской земли

1

11

Древние воины - защитники

1

12

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

1

13

Узорочье теремов

1

14

Теремные палаты (обобщение темы)

1

15-

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

2

Народ гор и степей

2

Города в пустыне

2

Древняя Эллада

2

16
1718
1920
21-

21

22
Европейские города средневековья

2

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

2

27

Материнство

1

28

Мудрость старости

1

29

Сопереживание

1

30-

Герои-защитники

2

Юность и надежды

2

Искусство народов мира (обобщение темы)

1

2324
2526

31
3233
34

22

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Данная программа обеспечена учебно_методическими комплектами для
каждого класса общеобразовательных организаций. В комплекты входят
следующие издания под редакцией Б. М. Неменского
Учебники
Е.И. Коротаева «Изобразительное искусство. Искусство и ты» под редакцией
Б.Неменского.2 класс.; «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас.»
3 класс.; «Изобразительное искусство. Каждый народ-художник» 4 класс.
Поурочные разработки 1-4 класс.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
Диски к урокам
Презентации
Таблицы
Наглядные пособия
Сайты интернета
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративноприкладному искусству
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных,
птиц, человека
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента
Авторские программы по изобразительному искусству

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».