Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Русский язык 2-4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе:
- Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования (утвержден Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373),
- Примерной основной образовательной программы начального общего
образования, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №
1/15),
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России,
- Основной образовательной программы начального общего образования
МБОУ СОШ с.Кошай.
Учебный предмет русский язык входит в предметную область «Русский
язык и литературное чтение».
Основные
задачи
реализации
содержания:
формирование
первоначальных представлений о русском языке как государственном
языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных
национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и много
логической устной и письменной речи, коммуникативных умений,
нравственных и эстетических чувств, способности к творческой
деятельности.
РАЗДЕЛ 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Предметные результаты
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при
получении начального общего образования научатся осознавать язык как
основное средство человеческого общения и явление национальной
культуры,
у
них
начнет
формироваться
позитивное
эмоционально­ценностное отношение к русскому и родному языкам,
стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык
станут для учеников основой всего процесса обучения, средством
развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих
способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность
реализовать в устном и письменном общении (в том числе с
использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении,
научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в
различных источниках для выполнения учебных заданий.

1

У выпускников, освоивших основную образовательную программу
начального общего образования, будет сформировано отношение к
правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры
человека. Они получат начальные представления о нормах русского и
родного
литературного
языка
(орфоэпических,
лексических,
грамматических)
и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных
языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при
составлении несложных устных монологических высказываний и
письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные
учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге:
ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация
различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному
выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений
собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки
знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и
предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре
русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка –
фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой),
морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится
находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие
языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член
предложения, простое предложение, что послужит основой для
дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных
(символико-моделирующих) универсальных учебных действий с
языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования, будет
сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному
материалу
и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы
успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса
русского языка и родного языка на следующем уровне образования.
«Фонетика и графика»
Выпускник научится:
–различать звуки и буквы;

2

–
характеризовать
звуки
русского
языка:
гласные
ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные
твердые
и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
– пользоваться русским алфавитом на основе знания
последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска
необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским
алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для
упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных
словарях и справочниках.
«Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
– соблюдать нормы русского и родного литературного языка в
собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников
(в объеме представленного в учебнике материала);
– находить при сомнении в правильности постановки ударения или
произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо
обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
«Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
–различать изменяемые и неизменяемые слова;
–различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
– находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
– выполнять морфемный анализ слова в соответствии с
предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его
выполнения;
– использовать результаты выполненного морфемного анализа для
решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
–выявлять слова, значение которых требует уточнения;
– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью
толкового словаря
–подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
– подбирать антонимы для точной характеристики предметов при
их сравнении;
– различать употребление в тексте слов в прямом и переносном
значении (простые случаи);
–оценивать уместность использования слов в тексте;

3

– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения
коммуникативной задачи.
«Морфология»
Выпускник научится:

–распознавать грамматические признаки слов;
– с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на
какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной
группе основных частей речи (имена существительные, имена
прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
– проводить морфологический разбор имен существительных, имен
прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения морфологического разбора;
– находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и
наречия, предлоги вместе с существительными и личными
местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не
при глаголах.
«Синтаксис»
Выпускник научится:

–различать предложение, словосочетание, слово;
– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между
словами в словосочетании и предложении;
– классифицировать предложения по цели высказывания, находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
– определять восклицательную/невосклицательную интонацию
предложения;
– находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения;
–выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
– различать второстепенные члены предложения —определения,
дополнения, обстоятельства;
– выполнять в соответствии с предложенным в учебнике
алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения,
синтаксический), оценивать правильность разбора;
–различать простые и сложные предложения.
«Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
–применять правила правописания (в объеме содержания курса);
– определять (уточнять) написание слова по орфографическому
словарю учебника;
–безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
–писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии
с изученными правилами правописания;

4

– проверять собственный и предложенный текст, находить и
исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
– осознавать место возможного возникновения орфографической
ошибки;
–подбирать примеры с определенной орфограммой;
– при составлении собственных текстов перефразировать
записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных
ошибок;
– при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки
и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в
последующих письменных работах.
«Развитие речи» Выпускник
научится:
–
оценивать правильность (уместность) выбора
языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в
школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и
правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики,
поддерживать разговор);
–выражать собственное мнение и аргументировать его;
–самостоятельно озаглавливать текст;
–составлять план текста;
– сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие
небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
–создавать тексты по предложенному заголовку;
–подробно или выборочно пересказывать текст;
–пересказывать текст от другого лица;
– составлять устный рассказ на определенную тему с
использованием разных типов речи: описание, повествование,
рассуждение;
– анализировать и корректировать тексты с нарушенным
порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
– корректировать тексты, в которых допущены нарушения
культуры речи;
– анализировать последовательность собственных действий при
работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с
разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения
учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для
изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для
самостоятельно создаваемых текстов);

5

– соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном
общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и
способы связи).
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения.
Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации,
содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли
текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и
условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение
умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и
т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями
в соответствии с учебной задачей (описание, повествование,
рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного
и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,
обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной
интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью
нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной
в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе
информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение
содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания,
языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений
в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным
письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной
работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными
правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и
прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших
собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на
основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин,
серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова
и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове.
Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и
безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

6

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на
слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука.
Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы
гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция
букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего
согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на
букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми
словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу
ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и
коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со
знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на
материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению
целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как
средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие
мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве
классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений
с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым,
аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений,
написание которых не расходится с их произношением. Усвоение
приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела
между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения,
материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением:
выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их
применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах
собственных;
перенос слов по слогам без стечения
согласных; знаки препинания в конце
предложения.

7

Развитие
речи.
Понимание
прочитанного
текста
при
самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление
небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных
картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков.
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение
мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по
твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих
звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости
согласных звуков. Определение качественной характеристики звука:
гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый
– мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный –
непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и
сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского
литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме
твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме
разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в
словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в
словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между
словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их
последовательности. Использование алфавита при работе со словарями,
справочниками, каталогами.
Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения.
Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение
значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового
словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом
и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи
синонимов и антонимов.
1

Изучается во всех разделах курса

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные
(однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных
форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и
синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания,
корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых
слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование
однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по
составу.

8

Морфология.
Части
речи;
деление
частей
речи
на
самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение
опознавать имена собственные. Различение имен существительных,
отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен
существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение
существительных по числам. Изменение существительных по падежам.
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.
Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му
склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение
прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные
местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2,
3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных
местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма
глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и
«что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по
лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы
определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение).
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных
и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова
(осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели
высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по
эмоциональной
окраске
(интонации):
восклицательные
и
невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и
сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения.
Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в
словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с
однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование
интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.

9

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической
зоркости, использование разных способов выбора написания в
зависимости от места орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши2, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк – чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на
ограниченном
перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь,
нож, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными
местоимениями; не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица
единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными
членами. Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой
целью, с кем и
где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение
собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями
ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь
внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях
учебного
и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,
обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств
ИКТ.
Особенности
речевогоязыком.
этикета в условиях общения с людьми, плохо
владеющими
русским

10

Практическое
овладение
устными
монологическими
высказываниями на определенную тему с использованием разных типов
речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.
Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание,
корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание
собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их
особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов
с учетом точности, правильности, богатства и выразительности
письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без
заучивания определений): изложения подробные и выборочные,
изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования,
сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

1.
2.
3.
4.

Наименование раздела
2 класс
Наша речь
Текст
Предложение
Слова, слова, слова…
Звуки и буквы
Правописание буквосочетаний с
шипящими звуками
Части речи
Повторение
Всего
3 класс
Язык и речь
Текст.
Предложение.
Словосочетание
Слово в языке и речи
Состав слова

Количество часов
3ч
4ч
9ч
16 ч
24 ч
23 ч
41 ч
16 ч
136 ч
2ч
11 ч
14ч
10 ч

11

5.
6.
7.
8.
9.
10.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8.
9.
10.

Правописание частей слова
Имя существительное
Имя прилагательное
Местоимение
Глагол
Повторение

21 ч
30 ч
13 ч
4ч
20 ч
13 ч
Всего 136 ч
4 класс
Повторение
11 ч
Предложение
8ч
Слово в языке и речи
8ч
Состав слова
5ч
Части речи
9ч
Имя существительное
30 ч
Имя прилагательное
29 ч
Местоимение
8ч
Глагол
21 ч
Повторение
7ч
Всего 136 ч

12

Календарно-тематическое планирование
2 класс
№

Тема

Кол-во
часов

Наша речь (3ч)
1.
2
3

Знакомство с учебником.
Какая бывает речь?
Как отличить диалог от монолога?
Контрольное списывание

1ч
1ч
1ч

8
9
10
11
12
13
14
15

Текст (4ч)
Что такое тема и главная мысль текста?
Части текста.
Диктант.
Работа над ошибками.
Предложение (9ч)
Что такое предложение?
Административный контрольный диктант.
Что такое главные члены предложения?
Что такое второстепенные члены предложения?
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Что такое распространённые и нераспространённые члены предложения?
Как установить связь слов в предложении?
Контрольный диктант.

16

Работа над ошибками.

1ч

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Слова, слова, слова…(16 Ч)
Что такое лексическое значение слова?
Что такое однозначные и многозначные слова?
Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?
Что такое синонимы?
Что такое антонимы?
Контрольный диктант.
Работа над ошибками.
Что такое родственные слова?
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?
Какие бывают слоги?

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч

4
5
6
7

27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Как определить ударный слог?
Как переносить слова с одной строки на другую? Словарный.диктант
Как переносить слова с одной строки на другую?
Контрольный диктант.
Работа над ошибками.
Звуки и буквы (24ч)
Как различать звуки и буквы?
Как мы используем алфавит?
Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Как определить гласные звуки?
Контрольный диктант.

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
13

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47

Работа над ошибками.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.
Диктант.
Работа над ошибками.
Как определить согласные звуки?
Согласный звук [Й] и буква И краткое.
Слова с удвоенными согласными.
Наши проекты. И в шутку и в серьёз.
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

1ч
1
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
2ч
2ч

48

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими
согласными.
Контрольный диктант.
Работа над ошибками.
Наши проекты. Пишем письмо.
Обобщающий урок.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (23 ч)
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.
Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные».
Наши проекты. Рифма.
Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Проверь себя
«правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Как отличить звонкие согласные от глухих?
Диктант
Закрепление знаний. Работа над ошибками.
Проверка парных согласных в корне слова.
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.
Изложение повествовательного текста.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
Проверка знаний.
Диктант.
Работа над ошибками . Обобщение изученного материала.
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.
Контрольное списывание.
Проверка знаний.
Обобщение изученного материала.
Части речи (41ч)
Что такое части речи?
Что такое имя существительное?
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в
именах, отчествах и фамилиях людей.
Заглавная буква в написаниях кличек животных. Развитие речи.
Заглавная буква в географических названиях.
Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.
Диктант.
Работа над ошибками.

1ч

49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
14

82
83
84
85

Единственное и множественное число имён существительных.
Проверка знаний.
Диктант.
Работа над ошибками.

2ч
1ч
1ч
1ч

86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107

Что такое глагол?
Единственное и множественное число глаголов.
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».
Что такое текст-повествование?
Проверка знаний.
Что такое имя прилагательное?
Связь имени прилагательного с именем существительным.
Прилагательные близкие и противоположные по значению.
Единственное и множественное число имён прилагательных.
Что такое текст – описание?
Проверка знаний.
Общее понятие о предлоге.
Раздельное написание предлогов со словами.
Проверка знаний.
Диктант.
Работа над ошибками.
Что такое местоимение?
Что такое текст – рассуждение?
Проверка знаний
Контрольный диктант.
Работа над ошибками.
Повторение (16ч)
Повторение по теме «Текст».
Повторение по теме «Предложение».
Повторение по теме «Слово и его значение».
Повторение по теме «Части речи».
Повторение по теме «Звуки и буквы».
Повторение по теме «Правила правописания».
Контрольное списывание.
Повторение и закрепление изученного материала.
Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс.

2ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч

108
109
110
111
112
113
114
115
116

1ч
2ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч

Календарно-тематическое планирование
3 класс
№
п/п

Тема урока

Кол –во
часов

Язык и речь 2 (ч)
1
2
3
4
5
6

Наша речь. Виды речи
Наш язык
Текст. Предложение. Словосочетание (11 ч)
Текст. Типы текстов.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания
Виды предложений по интонации.
Предложения с обращением

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
15

7
8
9
10
11-12
13

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36-37
38-39
40
41-42
43-44
45
46
47-48
49-50
51

Главные и второстепенные члены предложений
Упражнение в разборе предложений по членам предложений
Простое и сложное предложения
Простое и сложное предложения
Словосочетание
Контрольный диктант

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.

Слово в языке и в речи 14 (ч)
Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные
Синонимы и антонимы
Омонимы
Слово и словосочетание. Словарный диктант

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Устойчивые словосочетания слов (фразеологизмы)
Подробное изложение после зрительного восприятия текста
Части речи.
Повторение. Имя существительное.
Имя прилагательное. Глагол.
Имя числительное как часть речи.
Однокоренные слова.
Слово и слог. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Звонкие и
глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак
Состав слова 10 (ч)
Корень слова.
Сложные слова
Формы слова. Окончание
Приставка. (общее понятие).
Приставка – значимая часть слова.
Суффикс (общее понятие)
Образование слов с помощью суффиксов
Сочинение по репродукции картины
А.А. Рылова «В голубом просторе»
Основа слова
Контрольный диктант №4 по теме «Состав слова»
Правописание частей слова 21 (ч)
В каких значимых частях слова есть орфограммы
Правописание слов с безударными гласными в корне
Правописание слов с парными согласными в корне
Развитие речи.
Обучающее изложение
Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными в корне
Правописание слов в удвоенными согласными
Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка»
Контрольный диктант№5 по теме
«Правописание корней слова»
Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы –ик\-ек
Правописание приставок и предлогов
Правописание слов с разделительным
«ъ»

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.

16

Разделительный Ъ и Ь знак

2 ч.

Обучающее изложение
Контрольный диктант №6 по теме «Правописание частей слова
Части речи 1 (ч)
Вводный Учебник «русский язык» часть 2. Части речи
Имя существительное 30 (ч)
Имя Существительное и его роль в речи.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Изложение повествовательного текста
Собственные и нарицательные имена существительные. Изменение имен
существительных по числам
Проект «Тайна имени»

1 ч.
1 ч.

64-65

Число имен существительных

2 ч.

66-67

Род имен существительных

2 ч.

68-69

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

2 ч.

70

Обучающее изложение

1 ч.

71

Контрольный диктант №7 по теме «Имя существительное»

1 ч.

72

Склонение имен существительных.

1 ч.

Падеж имен существительных

2 ч.

75

Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван царевич и лягушка
квакушка»

1 ч.

76

Именительный падеж имен существительных

1 ч.

77

Родительный падеж имен существительных

1 ч.

78

Дательный падеж имен существительных

1 ч.

79

Винительный падеж имен существительных

1 ч.

80

Творительный падеж имен существительных

1 ч.

81

Предложный падеж имен существительных

1 ч.

82

Подробное изложение повествовательного текста

1 ч.

83

Обобщение знаний о падежах имен существительных

1 ч.

84
85
86

Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
Проверочный диктант по теме «Имя существительное»
Работа над ошибками, допущенными при написании диктанта и сочинения.
Проект «Зимняя страничка»

1 ч.
1 ч.
1 ч.

87

Понятие об имени прилагательном как части речи

1 ч.

52-53
54
55
56
57-58
59-60
61
62
63

73-74

1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

17

88

Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные
прилагательные
(общее представление)

1 ч.

89
90

Упражнение в употреблении и правописании имен прилагательных
Текст- описание. Художественное и научное описание
(общее знаком Отзыв по картине
М.А. Врубеля «Царевна-лебедь»
Род имён прилагательных
Словарный диктант
Изменение имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний
имен прилагательных
Изменение имен прилагательных по числам
Изменение имен прилагательных по числам
Изменение имен прилагательным по падежам (общее представление)
Упражнение в определении падежа имен прилагательных
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Сочинение по репродукции картины В.А. Серова «Девочка с персиками»
Работа над ошибками
Местоимение 4 (ч)
Личные местоимения (общее представление)
Изменение местоимений по родам
Обобщение знаний о местоимении
Ознакомление с особенностями текста-письма. Обучающее изложение
Глагол 20 (ч)
Понятие о глаголе как части речи
Упражнение в определении лексического значения глагола
Глаголы в неопределенной форме
Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме
Число глаголов. Изменение глаголов по числам

1 ч.
1 ч.

Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного
числа
Времена глаголов.
2-е лицо глаголов
Времена глаголов.
2-е лицо глаголов
Упражнение в определении времени глагола.
Текст-рассуждение.
Изменение глаголов по временам
Упражнение в изменении глагола по временам Словарный диктант

1 ч.

Подробное изложение повествовательного текста
Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Работа над ошибками, допущенными в изложении
Упражнение в определении рода глагола в
прошедшем времени.
Составление текста из

1 ч.
1 ч.

91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.

18

деформированных предложений.
Частица не с глаголами

1 ч.

Правописание не с глаголами
Обобщение знаний о глаголе

1 ч.
3 ч.

Контрольный диктант №10 по теме «Глагол»
Повторение 13 ч.
Части речи

1 ч.

Обучающее изложение

1 ч.
1 ч.

128

Обобщение
изученного о слове, предложении
Правописание окончаний имен прилагательных

129

Правописание приставок и предлогов

1 ч.

130

Правописание безударных гласных

1 ч.

118
119
120121122
123
124125
126
127

2 ч.

1 ч.

Словарный диктант
131132

Правописание предлогов и приставок

2 ч.

133

Итоговый диктант
№11

1 ч.

134

Анализ контрольного диктанта.

1 ч.

135

КВН «Знатоки русского языка»

1 ч.

136

Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»

1 ч.

Календарно-тематическое планирование
4 класс
№

Тема

Кол-во
часов

Повторение. 10ч
1
2
3
4
5
6
7
8

Знакомство с учебником «Русский язык».
Язык и речь. Формулы вежливости
Текст и его план
Обучающее изложение
Анализ изложения. Типы текстов
Предложение как единица речи Виды предложений по цели высказывания и по
интонации
Диалог. Обращение
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

1
1
1
1
1
1
1
1
19

Распространенные и нераспространенные предложения.
1

17

Контрольный диктант с грамматическим заданием Работа над ошибками,
допущенными в диктанте
Словосочетание
Предложение. 6 часов
Понятие о предложении с однородными членами.
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с
однородными членами.
Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»
Наши проекты
Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в
составе сложного
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Слово в языке и речи. 17 часов
Слово и его лексическое значение.

18
19

Многозначные слова Прямое и переносное значения слов Устаревшие слова
Синонимы, антонимы, омонимы.

1
1

20
21
22
23

1
1
1
1

39
40

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов
Состав слова. Распознавание значимых частей слова
Распознавание значимых частей слова
Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в
корнях
Правописание приставок и суффиксов
Разделительный твёрдый и мягкий знаки
Обучающее изложение
Части речи. Распознавание частей речи
Морфологические признаки частей речи
Склонение имен существительных и имен прилагательных
Имя числительное. Глагол
Наречие как часть речи
Правописание наречий
Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».
Контрольный диктант по теме «Части речи»
Имя существительное. 30 часов
Распознавание падежей имен существительных
Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного
падежей неодушевленных имен существительных
Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и
предложном падежах
Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания Несклоняемые
имена существительные.
Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение
имен существительных
Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения
2-е склонение имен существительных
Упражнения в распознавании падежа имён существительных 2-го склонения

41

3-е склонение имен существительных

1

9
10
11
12
13
14
15
16

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

20

42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76

Упражнения в распознавании падежа имён существительных 3-го склонения
Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег»
Обучающее изложение
Анализ изложения.
Именительный и винительный падежи
Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже
Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже
Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в
родительном и дательном падежах
Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже

1
1
1
1
1
1
1
1

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже
Упражнение в правописании окончаний имен существительных в
творительном и предложном падежах
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных
окончаний имен существительных»
Анализ контрольного диктанта. Повторение Склонение имён существительных
во множественном числе
Склонение имен существительных множественного числа
Именительный падеж имён существительных множественного числа
Родительный падеж имён существительных множественного числа
Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных
множественного числа
Обучающее изложение
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен
существительных в единственном и множественном числе.
Контрольный диктант за первое полугодие
Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа
Сочинение по картине В. А. Тропинина «Кружевница»
Имя прилагательное. 25 часов
Имя прилагательное как часть речи

1
1

Род и число имён прилагательных
Описание игрушки
Склонение имён прилагательных
Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика
Морозов»
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном
числе
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в
именительном и родительном падеже
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в
дательном падеже
Именительный, винительный, родительный падежи
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в
творительном и предложном падежах
Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных
мужского и среднего рода
Склонение имён прилагательных женского рода. Именительный и

1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
21

77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108109110
111
112
113
114
115
116
117

винительный падежи имён прилагательных женского рода
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен
прилагательных женского рода
Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода
Изложение описательного текста
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных
Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости»
Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного
числа
Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного
числа
Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного
числа
Обобщение по теме «Имя прилагательное»
Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Анализ контрольного диктанта. Повторение
Местоимение. 7 часов
Местоимение как часть речи
Личные местоимения
Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам
Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам
Изменение личных местоимений по падежам.
Изложение повествовательного текста с элементами описания
Контрольный диктант по теме «Местоимение»
Анализ контрольного диктанта. Повторение
Глагол. 26 часов
Роль глаголов в языке
Изменение глаголов по временам
Неопределённая форма глагола
Изменение глаголов по временам
Изложение повествовательного текста по цитатному плану
Анализ изложения. Спряжение глаголов
Спряжение глаголов
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе
Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода»
I и II спряжение глаголов настоящего времени
I и II спряжение глаголов будущего времени
Наши проекты
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и
будущем времени

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3

Возвратные глаголы
Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах
Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок
Правописание глаголов в прошедшем времени

1
1
1
1

Изложение повествовательного текста по вопросам
Обобщение по теме «Глагол»
Контрольный диктант по теме «Глагол»

1
1
1
22

118119
120
121122

Обобщение по теме «Глагол»

2

Изложение повествовательного текста.
Проверка знаний по теме глагол

1
2

Повторение. 14 часов
123
124125
126
127
128129
130
131132
133
134

Язык. Речь. Текст
Предложение и словосочетание

1
2

Лексическое значение слова
Сочинение «Мои впечатления от картины и. и. Шишкина «Рожь»
Состав слова

1
1
2

Части речи
Изложение повествовательного текста.
Анализ изложения
Итоговый контрольный диктант
Анализ диктанта. Повторение.

1
2

135
136

Звуки и буквы.
Игра «По галактике Частей Речи»

1
1

1
1

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».