Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа по музыке 5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 5 класса основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка»,
Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех
культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационновыразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и
мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень
обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта
особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через
занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как
целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное
значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего
понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других
народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и
смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях
великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете
целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы
являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —
подсознательном — уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса
психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к
распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать
индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере
эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом
музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие
ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
— реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
— определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного
предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом

Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и
дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной
образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от
04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);
— разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного
региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе
примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также
предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его
психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений,
моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и
народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт
эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития
музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом
обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание
уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность
парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального
искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных
музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных
умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки;

аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным
произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных
инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных
инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в
том числе с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное
моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для
активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства
родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной
музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает
вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и
методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального
образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на
протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на
межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное
искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 5 классе составляет 34 часа (не
менее 1 часа в неделю).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего контрольные
работы

Репертуар
практические
работы

для слушания

для пения

для
музицирования

Виды деятельности
Дата
изучения

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Модуль 1. Музыка моего края
1.1.

Фольклор —
народное
творчество

4

0

4

Русские народные песни
Народные песни других
регионов.
Государственный
академический русский
народный хор имени М. Е.
Пятницкого. «Вдоль по
улице широкой»

колыбельные,
считалки,
дразнилки,
мирилки

колыбельные,

Знакомство со звучанием
фольклорных образцов в аудио- и
видеозаписи. Определение на
слух: ;
принадлежности к народной или
композиторской музыке; ;

Устный опрос;

multiurok.ru infourok.ru
uchitelya.com

1.2.

Календарный
фольклор

4

0

4

загадки,народные
игры,пестушки, потешки,
небылицы, заклички
А.Лядов "Кикимора"
Н. Римский-Корсаков.
Опера
«Снегурочка»
веснянки, колядки,
масленичные
песни, осенние песни,
обрядовые
песни на Троицу
С. В. Рахманинов. Поэма
"Колокола", Кантата
«Александр Невский»
("Вставайте, люди
русские")

загадки,народные
игры,пестушки,
потешки,
небылицы,
заклички

загадки,народные
игры,пестушки,
потешки,
небылицы,
заклички

Знакомство с символикой
календарных обрядов, поиск
информации о соответствующих
фольклорных традициях.;
Разучивание и исполнение
народных песен, танцев.;
Реконструкция фольклорного
обряда или его фрагмента. Участие
в народном гулянии, празднике на
улицах своего города, посёлка;

Устный опрос;

schoolcollection.edu.ru›Каталог

3

Русская народная песня
"Бородино" Кубанский
казачий хор. «Распрягайте,
хлопцы, коней»,

гимн, песни о
Родине, о
природе

фольклор

Повторение, обобщение опыта
слушания, проживания, анализа
музыки русских композиторов,
полученного в начальных классах.
Выявление мелодичности, широты
дыхания, интонационной близости
русскому фольклору.;

Самооценка с
schoolиспользованием« collection.edu.ru›Каталог
Оценочного
листа»;

Итого по модулю

8

Модуль 2. Русская классическая музыка
2.1.

Образы родной
земли

3

0

2.2.

Русская
исполнительская
школа

Итого по модулю

4

0

4

П. Чайковский.
Фортепианный
цикл«Времена года» («На
тройке»,
«Баркарола»); М.
Мусоргский. Опера
(вступление);
; М. Глинка.
«Патриотическая
песня»(сл. А. Машистова);
С. Прокофьев.
Кантата «Александр
Невский»
(Ледовое побоище); П.
Чайковский.

гимн, песни о
Родине, о
природе

Моцарт

Слушание одних и тех же
произведений в исполнении
разных музыкантов, оценка
особенностей интерпретации.;
Создание домашней фоно- и
видеотеки из понравившихся
произведений.;
Дискуссия на тему
«Исполнитель — соавтор
композитора».;
Исследовательские проекты,
посвящённые биографиям
известных отечественных
исполнителей классической
музыки;

multiurok.ru
Самооценка с
использованием« infourok.ru
uchitelya.com
Оценочного
листа»;

7

С. Рахманинов. «Вокализ"
Н. Римский-Корсаков.
Романс«Горные
вершины»(ст. М.
Лермонтова); А.
Рубинштейн.
Романс«Горные
вершины»(ст. М.
Лермонтова
А. Варламов. «Горные
вершины» (сл. М.
Лермонтова). «Красный
сарафан»(сл. Г.
Цыганова); М. Глинка.
Романс "Жаворонок"; С.
Рахманинов.
Романс«Сирень» (сл. Е.
Бекетовой)

гимн, песни о
Родине, о
природе, о
дружбе

Моцарт

;
Знакомство с образцами музыки
разных жанров, типичных для
рассматриваемых национальных
стилей, творчества изучаемых
композиторов.;
Определение на слух характерных
интонаций, ритмов, элементов
музыкального языка, умение
напеть наиболее яркие интонации,
прохлопать ритмические примеры
из числа изучаемых классических
произведений.;
Разучивание, исполнение не менее
одного вокального произведения,
сочинённого композиторомклассиком (из числа изучаемых в
данном разделе).;
Музыкальная викторина на знание
музыки, названий и авторов
изученных произведений.;
Исследовательские проекты о
творчестве европейских
композиторов-классиков,
представителей национальных
школ.;
Просмотр художественных и
документальных фильмов о
творчестве выдающих европейских
композиторов с последующим
обсуждением в классе.;
Посещение концерта классической
музыки, балета, драматического
спектакля;

Практическая
работа;

7

Модуль 3. Европейская классическая музыка
3.1.

Национальные
истоки
классической
музыки

7

0

multiurok.ru
infourok.ru
uchitelya.com

3.2.

Музыкант и
публика

Итого по модулю

3

0

3

Ф.Шопен трио для
фортепиано,
скрипки и виолончели; соч.
8 соль минор; Этюд Ор.
10,№ 3; Полонез op.
53 As-dur (Героический)
фортепианные миниатюры
из
сборников «Лирические
пьесы»,
песни «Лебедь»,
«Избушка», «Люблю
тебя!», «Сердце поэта», две
сюиты к драме Генрика
Ибсена «Пер Гюнт»,
Концерт для фортепиано с
оркестром

гимн, песни о
Родине, о
природе, о
дружбе

детские песни

Знакомство с образцами
виртуозной музыки. Размышление
над фактами биографий великих
музыкантов — как любимцев
публики, так и непóнятых
современниками.;
Определение на слух мелодий,
интонаций, ритмов, элементов
музыкального языка изучаемых
классических произведений,
умение напеть их, наиболее яркие
ритмо-интонации.;
Музыкальная викторина на знание
музыки, названий и авторов
изученных произведений.;
Знание и соблюдение
общепринятых норм слушания
музыки, правил поведения в
концертном зале, театре оперы и
балета.;

Письменный
контроль;

Музыкальные
произведения по
выбору: С. Прокофьев.
Кантата
«Александр
Невский»(Ледовое
побоище);
П. Чайковский.
Торжественная
увертюра «1812 год»; М.
Мусоргский.
Опера «Борис
Годунов»(Вступление,
Песня
Варлаама, Сцена смерти
Бориса, сцена под
Кромами); А.
Бородин. Опера «Князь
Игорь» (Хор из пролога
«Солнцу красному слава!»,
Ария Князя Игоря из II д.,
Половецкая пляска с хором
из II д., Плач
Ярославны из IV д.); К.
Волков.
Кантата "Слово"

гимн, песни о
Родине, о
природе, о
дружбе, о войне

детские песни

Знакомство с образцами вокальной
и инструментальной музыки.;
Импровизация, сочинение мелодий
на основе стихотворных строк,
сравнение своих вариантов с
мелодиями, сочинёнными
композиторами (метод «Сочинение
сочинённого»).;
Сочинение рассказа,
стихотворения под впечатлением от
восприятия инструментального
музыкального произведения.;
Рисование образов программной
музыки.;
Музыкальная викторина на знание
музыки, названий и авторов
изученных произведений;

multiurok.ru
Самооценка с
использованием« infourok.ru
uchitelya.com
Оценочного
листа»;

multiurok.ru
infourok.ru
uchitelya.com

10

Модуль 4. Связь музыки с другими видами искусства
4.1.

Музыка и
литература

5

0

5

4.2.

Музыка и
живопись

4

Итого по модулю

9

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

4

0

34

Знаменный распев; Д.
Каччини. Ave Maria; Ф.
Шуберт. Ave Maria (сл. В.
Скотта); В. Моцарт.
Мотет«Ave, verum corpus»
Цветовая гамма и звуковая
палитра.
Музыкальные
произведения по
выбору: К. Дебюсси.
«Бергамасская
сюита»(«Лунный свет»); А.
Н.
Скрябин. "Прометей"; А. К.
Лядов
"Волшебное
озеро"Греческий распев
XVII в. "Богородице Дево,
радуйся»; И.С. Бах.
Органная прелюдия Сольминор; С. В.
Рахманинов “Богородица
Дева, радуйся”; П. И.
Чайковский.
«Богородице Дево,
радуйся!

гимн, песни о
Родине, о
природе, о
дружбе, о войне

детские песни

Знакомство с музыкальными
произведениями программной
музыки. Выявление интонаций
изобразительного характера.;
Музыкальная викторина на знание
музыки, названий и авторов
изученных произведений.;
Разучивание, исполнение песни с
элементами изобразительности.
Сочинение к ней ритмического и
шумового аккомпанемента с целью
усиления изобразительного
эффекта.;
Рисование под впечатлением от
восприятия музыки программноизобразительного характера.;
Сочинение музыки, импровизация,
озвучивание картин художников;

multiurok.ru
Самооценка с
использованием« infourok.ru
uchitelya.com
Оценочного
листа»;

Поурочное планирование
№
П/
П
1

ТЕМА

Кол-во
часов

Что роднит музыку с литературой.

1

2

Вокальная музыка.

1

3

Вся Россия просится в песню. Звучащие картины.

1

4

Здесь мало услышать, здесь вслушаться надо.

1

5

Фольклор в музыке русских композиторов

1

6

Что за прелесть эти сказки…

1

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

1

8

Вторая жизнь песни.

1

9

Всю жизнь мою несу Родину в душе…

1

10

.
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

1

11

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь

1

12

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1

13

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
.

1

14

1

15

Музыка в театре, кино, на телевидении.
.
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

16

Мир композитора. Обобщение материала.

1

17

1

18

Что роднит музыку с изобразительным искусством.
.
Небесное и земное в звуках и красках.

19

Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский.

1

20

Ледовое побоище. После побоища

1

21

Музыкальная живопись и живописная музыка

1

22

Фореллен-квинтет. Дыхание русской песенности.

1

23

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Весть святого торжества.

1

24

Древний храм златой вершиной блещет ярко..

1

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

26

Волшебная палочка дирижера.

1

27

Обобщение материала.

1

1

1

28

Застывшая музыка.

1

29

Полифония в музыке и живописи.

1

30

Музыка на мольберте.

1

31

Импрессионизм в музыке и живописи.

1

32

О подвигах, о доблести, о славе

1

33

В каждой мимолетности вижу я миры

1

34

Мир композитора.

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 5 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество
«Издательство«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
учебник, поурочные разработки, методическая литература
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
инфоурок , цор,

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ноутбук ,проектор, звукоусиливающая аппаратура,
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ноутбук ,проектор, звукоусиливающая аппаратура,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».