Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе рабочей программы В. И. Лях «Физическая культура 5-9 класс», издательство «Просвещение» 2016 год. Рабочая программа по предмету «Физическая культура» составлена на основании: 1. Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 (с изменениями на 31 января 2015 года) «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования»; 3. Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию ______________________________________; 4. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ с.Кошай Специфика изучения предмета «Физическая культура» Изучение физической культуры на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей: - развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма; - формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности; - воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурнооздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности; - освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. Данная программа имеет цель: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организация активного отдыха. В ходе ее достижения решаются задачи: формировать адекватную оценку собственных физических возможностей; углубить изучение основ базовых видов двигательных действий; развивать творческий подход к дальнейшему развитие координационных и кондиционных способностей; создать основу знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств; формирование понимание представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля; углубление представлений об основных видах спорта соревнований, оказания первой помощи при травмах; формировать привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время; совершенствовать коммуникативные умения: воспитание взаимопомощи, дисциплинированности чувства ответственности. формировать устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни; закрепление навыков правильной осанки Главные задачи программы: продолжить знакомство со знаниями о физкультурной деятельности, отражающей её культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы; обобщить знания о терминологии, средствах и методах физической культуры; формировать жизненно важные двигательные навыки и умения, их вариативное использование в учебной деятельности и в процессе самостоятельных занятий; расширить двигательный опыт посредством усложнения ранее освоенных двигательных действий и овладения новыми двигательными действиями с повышенной координационной сложностью; формировать навыки и умения, необходимые для выполнения физических упражнений, связанных с укреплением здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения; формировать умения выбирать средства физической культуры в соответствии с различными целями, задачами и условиями, пользоваться этими умениями и навыками для составления комплексов физических упражнений, для организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями в оздоровительных целях, при планировании и контроле физических нагрузок, для профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи; отрабатывать проектные умения обучающихся средствами физической культуры. формировать позитивное отношение к занятиям физической культурой и спортом, достижение осознания красоты и эстетической ценности физической культуры обучающихся. Ведущей идеей курса является формирование устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности. Требования к уровню подготовки обучающихся Личностные и метапредметные результаты формируются в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ с. Кошай. 1. Метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5-9 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре. Личностные результаты - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества; - усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; - воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; - готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Предметные результаты. В основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать: - понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; - овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели; - приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга; - расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой, посредством использования стандартных физических нагрузок, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией; - формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма. В результате изучения курса выпускник научится: - рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе; - характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек; - раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств; - разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели; - руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий; - руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; - составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; - классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств; - самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; - тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой; - выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности; - выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений); - выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений; - выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений; - выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту); - выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона; - выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности; - выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций; - выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств. Выпускник получит возможность научиться: - характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр; - характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту; - определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма; - вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности; - проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность; - проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа; - выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья; - преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега; - осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта; - выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»; - выполнять технико-тактические действия национальных видов спорта; - Физическое воспитание в основной школе должно обеспечить физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся, формирование и развитие установок активного, здорового образа жизни. - Освоение учебного предмета «Физическая культура направлено на развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом. - В процессе освоения предмета «Физическая культура» на уровне основного общего образования формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учетом индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства физической культуры для организации учебной и досуговой деятельности. Содержание учебного предмета «Физическая культура» 5 класс 1.Легкая атлетика История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Низкий старт. Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, профилактике вредных привычек. ОРУ на развитие скоростных способностей. Низкий старт. Бег на короткие дистанции. Бег на 60 м. с низкого старта из различных исходных положений по команде «На старт! - Внимание! - Марш!». Низкий старт и стартовый разгон. Легкая атлетика: бег на короткие дистанции. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. ОРУ на развитие скоростных способностей. Низкий старт и стартовый разгон. Бег 30м. из различных исходных положений. Максимально быстрый бег на месте (сериями по 20 – 25 сек.). Повторение пройденной темы: История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Легкая атлетика: спортивная ходьба, бег на короткие, средние и длинные дистанции, барьерный, эстафетный и кроссовый бег, прыжки в длину и высоту с разбега, метание малого мяча. Специальные ОР беговые упражнения. Спринтерский бег. Бег на 60м. по команде «На старт! - Внимание! - Марш!».П/игра «разведчики часовые». Спринтерский бег. Эстафетный бег. Эстафетный бег. Передача эстафетной палочки. Развитие скоростных качеств Бег – 60 м (ГТО). Финиширование. Двигательные действия, физические качества, физическая нагрузка. Контроль и наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью. Специальные ОР беговые упражнения. Финиширование. Развитие скоростной выносливости. Легкая атлетика: бег на короткие дистанции. Бег – 60 метров (ГТО). Техника выполнения прыжка в длину и высоту. Физическая подготовка, ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Прыжки в длину и высоту. Основные этапы развития физической культуры в России. ОРУ со скакалками. Специальные беговые упражнения. Легкая атлетика: прыжки в длину и высоту. Специальные прыжковые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Подвижная игра: «Кто быстрее!» Прыжок в длину с места – (ГТО). Подготовка к соревновательной деятельности и выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне». Комплекс ОРУ. Специальные прыжковые упражнения. Прыжок в длину с места (ГТО). Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание» с разбега 2-3 шага. Познай себя. Физическое развитие человека. Физическая подготовка, ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Метание мяча в горизонтальную цель. Олимпийские игры древности и современности. ОРУ на формирование правильной осанки. Специальные беговые упражнения. Легкая атлетика: метание мяча Метание мяча в горизонтальную цель. Развитие силовых качеств. Подвижная игра «метко в цель». Метание мяча на дальность. Челночный бег 3x10м. – тест. Упражнения и комплексы из современных оздоровительных систем физического воспитания, адаптивной физической культуры. ОРУ для рук и плечевого пояса в движении. Специальные беговые упражнения. Легкая атлетика: метание мяча Метание мяча с 4 – 5 шагов разбега на дальность. Развитие скоростно-силовых качеств. Челночный бег 3x10м. – тест. Подвижная игра «метко в цель». Что же такое физическое самовоспитание?! Физическое развитие человека. Физическая подготовка, ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Бег на длинные дистанции. Двигательные действия, физические качества, физическая нагрузка. Техника движений и ее основные показатели Специальные ОР беговые упражнения. Бег на длинные дистанции с высокого старта. Бег на 1500 м. без учета времени. Бег 1500 м – (ГТО). Комплексы упражнений для развития основных физических качеств, функциональных возможностей сердечнососудистой и дыхательных систем. Специальные ОР беговые упражнения. Легкая атлетика: бег на длинные дистанции. Развитие выносливости. Бег 1500 м. (ГТО). 2. Гимнастика с элементами акробатики Психологические особенности возрастного развития. Физическое развитие человека. Физическая подготовка, ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Строевые упражнения. Наклон вперёд из положения, стоя – (ГТО). Правила поведения и техники безопасности при выполнении физических упражнений на уроках гимнастики. Акробатические упражнения и комбинации (кувырки, перекаты, стойки, упоры, прыжки с поворотами, перевороты). Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки. Комплекс УГ. Строевые упражнения. Повторение акробатических элементов V класса. Упражнения и комплексы из современных оздоровительных систем физического воспитания, адаптивной физической культуры. Наклон вперёд из положения, стоя – (ГТО). Упражнения на гибкость (сдача норматива ГТО). Акробатические упражнения и комбинации (кувырки, перекаты, стойки, упоры, прыжки с поворотами, перевороты). ОРУ комплекс с гимнастической скакалкой. Строевые упражнения. Наклон вперед. Достать пальцами или ладонями пол. Гимнастика. Кувырок вперёд как один из видов акробатического упражнения. Физическая подготовка, ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Кувырок вперед- прыжок вверх с поворотом на 3600. Комплекс УГГ. Строевые упражнения. Передвижение (ходьбой, бегом, прыжками) по наклонной ограниченной площадке. Акробатика: кувырок вперёд - прыжок вверх с поворотом на 3600. Кувырок назад в стойку на коленях. Комплекс ОРУ с гимнастической скакалкой. Акробатика: кувырок назад в стойку на коленях. Развитие координационных способностей. Достижения отечественных спортсменов на олимпийских играх. Кувырок вперед. Кувырок назад. Контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, техникой выполнения упражнений, соблюдением режимов физической нагрузки. ОРУ комплекс с гимнастической скакалкой. Строевые упражнения. Акробатические упражнения: кувырки вперед, назад два-три слитно. Физическая культура в современном обществе Упражнения с набивными мячами. Акробатическое соединение из 5 – 6 элементов – на оценку. Игра-эстафета с набивными мячами. Олимпийские игры древности. Олимпийское движение в России. Кувырок назад. Стойка на лопатках. Физическая культура в современном обществе Упражнения с набивными мячами. Акробатическое соединение из 5 – 6 элементов – на оценку. Игра-эстафета с набивными мячами. Физическое развитие человека. Техника выполнения акробатического соединения: перекат назад стойка на лопатках, равновесие «ласточка», кувырки вперед, назад, прыжок из упора присев вверх прогнувшись. Эстафеты с элементами акробатики. Физическое самовоспитание. Здоровье и здоровый образ жизни. Коррекция осанки и телосложения. Контроль и наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью. Лазание по канату в три приема. Физическое развитие человека. Физическая подготовка, ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Лазание по канату. Лазание по канату в три приема. Развитие силовых способностей. Упражнения в равновесии. Комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, регулирования массы тела и формирования телосложения. Коррекция осанки и телосложения Правила страховки во время выполнения упражнений. ОРУ. Разработка личного плана самовоспитания. Составление планов и самостоятельное проведение занятий спортивной подготовкой, прикладной физической подготовкой с учетом индивидуальных показаний здоровья и физического развития. Контроль и наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью. Подъем туловища на высокой перекладине (ГТО). Подъем туловища на низкой перекладине (ГТО). Упражнения и композиции ритмической гимнастики, танцевальные движения. Ритмическая гимнастика (Разминка)Упражнения на перекладине вис на согнутых руках в течении 30 секунд. Подтягивание на высокой перекладине (ГТО) - мальчики. Развитие силовых способностей. Круговая тренировка. Вис согнувшись и прогнувшись; вис на согнутых руках – 30 секунд; Подтягивание из виса на низкой перекладине (ГТО) – девушки. Опорный прыжок через «козла» ноги врозь. Опорный прыжок. ОРУ с набивными мячами. СУ. Развитие силы. Опорный прыжок ноги врозь через козла в ширину (высота 100см у девочек, 110см у мальчиков). Развитие двигательных умений и физических качеств в играх – эстафетах. Специально прыжковые упражнения. Дыхательные упражнения. Опорный прыжок ноги врозь через козла в ширину (высота 100см у девочек, 110см у мальчиков). Разработка дневника самоконтроля. Составление планов и самостоятельное проведение занятий спортивной подготовкой, прикладной физической подготовкой с учетом индивидуальных показаний здоровья и физического развития. Контроль и наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью. Опорный прыжок. Комплексы упражнений для развития основных физических качеств, функциональных возможностей сердечнососудистой и дыхательной систем. Опорный прыжок ноги врозь через козла – на оценку. Развитие двигательных умений и физических качеств в играх – эстафетах. 2. Спортивные игры Баскетбол. Стойки, передвижения, повороты, остановки. Правила поведения и техники безопасности при выполнении физических упражнений на уроках спортивных игр (баскетбол).ОРУ с мячом. Специальные беговые упражнения. Стойка игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; остановка двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом. Развитие координационных способностей. Терминология игры в баскетбол. Правила игры в баскетбол. История появления баскетбола. Спорт и спортивная подготовка. Физическая культура в современном обществе. Национальные виды спорта: техникотактические действия и правила. Стойки (защиты и нападение). Упражнения и комплексы из современных оздоровительных систем физического воспитания, адаптивной физической культуры. Комплекс упражнений в движении. Специальные беговые упражнения. Комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение). Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча без сопротивления защитника в парах; а) на месте; б) в движении. Поднимание туловища за 30 секунд – на результат. Ведение мяча с изменением направления. ОРУ для рук и плечевого пояса. Варианты ловли и передачи мяча. Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойках; а) на месте; б) шагом и бегом по прямой; в) с изменением направления движения скорости; ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой. Подвижная игра «Борьба за мяч». Основные правила игры в баскетболе. Нормы этического общения и коллективного взаимодействия в игровой и соревновательной деятельности. Национальные виды спорта: технико-тактические действия и правила. Ловля и передача мяча – учет. Комплексы упражнений для развития основных физических качеств, функциональных возможностей сердечнососудистой и дыхательной систем. Комплекс ОРУ – на осанку. Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойках; а) на месте; б) шагом и бегом по прямой; в) с изменением направления движения скорости; ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой. Варианты ловли и передачи мяча – на оценку Учебная игра. Остановка двумя шагами. Бросок мяча. ОРУ с мячом. СУ. Варианты ловли и передачи мяча. Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Броски мяча двумя руками от груди с места; броски одной и двумя руками в движении без сопротивления защитника: а) после ведения. Подвижная игра «Борьба за мяч». Передача мяча двумя руками из–за головы. Передача мяча левой и правой рукой от плеча. ОРУ с мячом. Специальные беговые упражнения. Ведения мяча. Ловля и передача мяча. Сочетание приемов: ловля мяча двумя руками на месте – ведение с переводом мяча за спиной на месте – передача; Ловля мяча двумя руками на месте – бросок одной или двумя руками с места; Ловля мяча – ведение – бросок в два шага в корзину с расстояния 3.60м. Тактика свободного нападения . Ловля мяча – ведение – бросок в два шага в корзину с расстояния 3.60м. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ловли мяча. Бросок мяча одной рукой после остановки. Упражнения и композиции ритмической гимнастики. Ритмическая гимнастика (Разминка) ОРУ с мячом. Специальные беговые упражнения. Ведения мяча. Сочетание приемов: ловля мяча на месте – передача – ловля в движении – бросок одной рукой от головы после двух шагов. Нападение быстрым прорывом (1:0). Учебная игра. Двигательные действия, физические качества, физическая нагрузка. ОРУ на месте. Сочетание приемов: ловля мяча на месте – обводка четырех стоек – передача – ловля в движении – бросок одной рукой от головы после двух шагов. Взаимодействие двух игроков «отдай мяч и выйди». Учебная игра. Опорно-двигательная система человека. Здоровье и здоровый образ жизни. Физическая подготовка, ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Перехват мяча. Способы закаливания организма, простейшие приемы самомассажа. ОРУ. Сочетание изученных приемов. Баскетбольная комбинация: обводка, бросок мяча в кольцо, подбор и обводка, бросок мяча в кольцо – на оценку. Учебная игра 5х5. Учебная игра «Баскетбол». Правила соревнований по одному из базовых видов спорта. Командные (игровые) виды спорта. Правила соревнований по баскетболу. ОРУ. Сочетание изученных приемов. Баскетбольная комбинация: обводка, бросок мяча в кольцо, подбор и обводка, бросок мяча в кольцо – на оценку. Учебная игра 5х5. 4. Лыжная подготовка Лыжная подготовка. История лыжного спорта. Спорт и спортивная подготовка. Физическая культура в современном обществе. Национальные виды спорта: техникотактические действия и правила. Переноска и надевание лыж. Правила поведения и техники безопасности при выполнении физических упражнений на уроках лыжной подготовки. Оздоровительные системы физического воспитания и спортивная подготовка. Температурный режим, одежда и обувь лыжника, подгонка лыжных креплений. Переноска и надевание лыж. ОРУ. Попеременный двухшажный ход. Попеременный двухшажный ход. Лыжная подготовка: основные способы передвижения на лыжах, техника выполнения спусков, подъемов, поворотов, торможений. Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашнего задания. Одновременный бесшажный ход. Попеременный двухшажный ход. Прохождение дистанции с правильным применением лыжных ходов до 1,5 км. Теоретические сведения. Оказание помощи при обморожениях и травмах. Попеременный двухшажный ход. Дистанция 1,5-2 км. Инвентарь лыжника. Физическое развитие человека. Физическая подготовка, ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Спорт и спортивная подготовка. Лыжные гонки – 1 км Комплексы упражнений для развития основных физических качеств, функциональных возможностей сердечнососудистой и дыхательной систем. Виды лыжного спорта. Лыжные гонки – 1 км. Эстафеты-игры. Техника лыжных ходов. Спорт и спортивная подготовка. Физическая подготовка, ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Постановка палок на снег в попеременном двухшажнном ходе и одновременном ходе Постановка палок на снег в попеременном двухшажнном ходе и одновременном ходе. Совершенствование подъемов, спусков, поворотов. Игра «Смелее с горки». Техника подъёма и спуска с горы. Контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, техникой выполнения упражнений, соблюдением режимов физической нагрузки. Подъемы и спуски. Прохождение дистанции с правильным применением изученных ходов. Подъемы и спуски. Прохождение дистанции с правильным применением изученных ходов. Игра «Смелее с горки». Оздоровительные системы физического воспитания и спортивная подготовка. Подъемы и спуски. Прохождение дистанции с правильным применением изученных ходов. Согласованное движение рук и ног при одновременном бесшажнном ходе. Согласованное движение рук и ног при попеременном двухшажнном ходе. Согласованное движение рук и ног в одновременных бесшажных и попеременных двухшажных ходах , «Круговая эстафета» со спуском и подъемом на склон. Согласованное движение рук и ног в одновременных бесшажных и попеременных двухшажных ходах , «Круговая эстафета» со спуском и подъемом на склон. Кровеносная система человека. Физическое развитие человека. Физическая подготовка, ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Подъем «полуелочкой». Повороты переступанием. Подъем «полуелочкой». Дистанция 1 км. Игра с горки на горку. . Попеременный двухшажный ход. Лыжная подготовка: основные способы передвижения на лыжах. Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашнего задания. Попеременный двухшажный ход. Прохождение дистанции с правильным применением лыжного хода до 1 км. 5. Спортивные игры История возникновения волейбола. Спорт и спортивная подготовка. Национальные виды спорта: технико-тактические действия и правила. Волейбол. Стойки, передвижения и повороты, остановки. Правила поведения и техники безопасности при выполнении физических упражнений на уроках волейбола. Специальные беговые упражнения. Стойки игрока: перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед; ходьба, бег и выполнение заданий. Эстафеты, игровые упражнения. Повторение ранее пройденного материала. Развитие координационных способностей. Прием и передача мяча. Нижняя прямая подача мяча. Достижения отечественных и зарубежных спортсменов на олимпийских играх. ОРУ. СУ. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений. Имитация передачи мяча на месте и после перемещения двумя руками; освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче; передача мяча над собой; передача сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед в парах. Передача мяча в стену: в движении, перемещаясь вправо, влево приставным шагом. Переда мяча в парах: встречная, над собой – партнеру; передача мяча в парах через сетку; прием и передача мяча снизу двумя руками: а) в парах с набрасыванием партнером; б) у стены над собой; в) сочетание верхней и нижней передачи в парах. Выполнение заданий с использованием п/игр. ОРУ. Прием и передачи мяча в парах, одиночно над собой, о стену. Нижняя прямая подача мяча: подача мяча в стену; подача мяча в парах – через ширину площадки с последующим приемом мяча; через сетку с расстояния 3 – 6 м. Прием и передачи мяча в парах, одиночно над собой, о стену – на оценку Игра «пионербол» с элементами волейбола. Верхняя прямая подача мяча. Способы закаливания организма, простейшие приемы самомассажа. ОРУ. Верхняя прямая подача мяча: подача мяча в стену; подача мяча в парах - через ширину площадки с последующим приемом мяча; через сетку с расстояния 3 – 6 м. Подвижная игра «Подай и попади». Нижняя прямая подача мяча. ОРУ. Прием и передачи мяча в парах, одиночно над собой, о стену. Нижняя прямая подача мяча: подача мяча в стену; подача мяча в парах – через ширину площадки с последующим приемом мяча; через сетку с расстояния 3 – 6 м. Прием и передачи мяча в парах, одиночно над собой, о стену – на оценку Игра «пионербол» с элементами волейбола. Верхняя прямая подача мяча – учет. ОРУ. Развитие координационных способностей. Разбег, прыжок и отталкивание (шаги по разметке, длина разбега 2 -4 м 3 шага); имитация замаха и удара кистью по мячу; бросок теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега; прямой н/у после подбрасывания мяча партнером. Верхняя прямая подача мяча с расстояния 6 метров – на результат. Подвижная игра: « По наземной мишени». Учебная игра. Техника защитных действий. Броски и ловля мяча – учёт. Достижения отечественных и зарубежных спортсменов на олимпийских играх. ОРУ с мячом. Прием и передача. Верхняя подача мяча. Игровые задания с ограниченным числом игроков (2: 2, 3: 2, 3: 3) и на укороченных площадках. Броски и ловля баскетбольного мяча I вариант – на результат. Учебная игра. 6. Легкая атлетика. Прыжок в длину с разбега. Легкая атлетика: прыжок в длину и высоту. Упражнения и комплексы из современных оздоровительных систем физического воспитания, адаптивной физической культуры. Специальные прыжковые упражнения. Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивания» с 2 – 3 шагов разбега. Уметь сочетать быстрый разбег с отталкиванием, на полное выпрямление толчковой ноги и туловища в момент отталкивания. Работа толчковой ноги и движения маховой ноги. Спортивная ходьба. Прыжок в длину с места. Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, профилактике вредных привычек. Комплекс упражнений с мячами. Специальные беговые упражнения. Прыжок через 2 или 4 шага (серийное выполнение отталкивания); повторное подпрыгивание и прыжки на одной ноге, делая активный мах другой. Высокий старт и стартовый разгон. Комплексы утренней и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, физкультпауз (физкультминуток), элементы релаксации и аутотренинга. Легкая атлетика: барьерный бег ОРУ. Бег 30 – 60 м с максимальной скоростью. Старты из различных исходных положений. Встречная эстафета. Развитие скоростных качеств. Максимально быстрый бег на месте (сериями по 20 – 25 сек.). Круговая эстафета. Бег 30 метров с высокого старта – на результат.. Бег 30 м – учёт. Легкая атлетика: бег на короткие дистанции. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Низкий старт и скоростной бег до 50 метров (2,3 серии). Бег со старта в гору 2 -3х30 – 40 метров. Встречная эстафета. Развитие скоростных качеств. Передача эстафетной палочки. Эстафеты. Низкий старт и стартовый разгон. Бег – 60 м – учёт. Легкая атлетика: бег на короткие дистанции. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Бег на месте с высоким подниманием бедра и опорой руками о стенку. Выполнять в среднем темпе сериями по 15 – 25 сек. Бег сериями от 200 до 400 м с ускорениям. Бег 60 метров – на результат. Линейная эстафета с этапом 50 – 60 м. 7. Плавание Плавание: Правила поведения на воде. Техника безопасности на уроках по плаванию. Техника основных способов плавания Кроль на груди Правила поведения на воде. Личная и общественная гигиена. Т/б на уроках по плаванию. ОРУ для изучения техники плавания кролем на груди, королем на спине. Упражнение специальной физической и технической подготовки. Видео урок. Вхождение в воду и передвижения по дну бассейна. Подводящие упражнения в лежании на воде, всплывании и скольжении. Основные способы плавания: кроль на спине, брасс. Основные способы плавания кроль на спине, брасс. ОРУ - для изучения техники плавания брассом. Согласование движений рук, ног и дыхания. Поворот при плавании брассом. Видео урок. 3. Тематическое планирование 5 класс № п/п Тематическое планирование 5 класс Легкая атлетика 18. Низкий старт. Низкий старт и стартовый разгон. Спринтерский бег. Эстафетный бег. Бег – 60 м .Финиширование. Техника выполнения прыжка в длину и высоту. Прыжки в длину и высоту. Прыжок в длину с места Метание мяча в горизонтальную цель. Метание мяча на дальность. Челночный бег 3x10м. – тест. Бег на длинные дистанции. Гимнастика с элементами акробатики Строевые упражнения. Наклон вперёд из положения, стоя Кувырок назад в стойку на коленях. Кувырок вперед. Кувырок назад. Кувырок назад. Стойка на лопатках. Стойка на лопатках. Мост из положения стоя с помощью. Мост из положения стоя. Упражнения в равновесии. Подъем туловища на высокой перекладине. Подъем туловища на низкой перекладине. Опорный прыжок. 19. 20. 21. 22. 23. Спортивные игры Баскетбол. Стойки, передвижения, повороты, остановки. Стойки (защиты и нападение). Ведение мяча с изменением направления. Ловля и передача мяча – учет. Остановка двумя шагами. Бросок мяча. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Колво часов 10 8 13 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. Передача мяча двумя руками из–за головы. Передача мяча левой и правой рукой от плеча. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ловли мяча. Бросок мяча одной рукой после остановки. Опорно-двигательная система человека. Перехват мяча. Остановка двумя шагами. Бросок мяча Учебная игра «баскетбол». Учебная игра «баскетбол» Учебная игра «баскетбол» Лыжная подготовка Лыжная подготовка. История лыжного спорта. Переноска и надевание лыж. Попеременный двухшажный ход. Прохождение дистанции 2-3 км Лыжные гонки – 1 км Техника лыжных ходов. Встречные эстафеты. Постановка палок на снег в попеременном двухшажнном ходе и одновременном ходе Встречные эстафеты. Повторение лыжных ходов Техника подъёма и спуска с горы. Игры и эстафеты на лыжах Подъем «полуелочкой». Прохождение дистанции 2-3 км Попеременный двухшажный ход. Игры и эстафеты на лыжах Спортивные игры Волейбол. Стойки, передвижения и повороты, остановки. Прыжки через скакалку – учёт. Прием и передача мяча. Нижняя прямая подача мяча. Верхняя прямая подача мяча. Нижняя прямая подача мяча. Верхняя прямая подача мяча – учет. 16 8 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. Броски и ловля мяча Техника защитных действий. Броски и ловля мяча – учёт. Легкая атлетика Прыжок в длину с разбега. Прыжок в длину с места. Высокий старт и стартовый разгон. Подвижные игры с элементами легкой атлетики Бег 30 м – учёт. Бег – 60 м – учёт. Метание мяча в горизонтальную цель. Метание мяча на дальность Метание мяча на дальность – учет. Кроссовый и эстафетный бег Подвижные игры с элементами легкой атлетики Плавание Плавание: Правила поведения на воде. Техника безопасности на уроках по плаванию. Техника основных способов плавания. Кроль на груди. Основные способы плавания: кроль на спине, брасс. 11 2