Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП Родная литература 2-4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе:
-

приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации

от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
-

Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением

федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15),
-

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

-

Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с. Кошай.

«Литературное чтение на родном языке» — формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом,
пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовнонравственному и эстетическому воспитанию.
«Литературное чтение на родном языке» направлен на достижение следующих целей:
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразителным чтением как базовым навыком в системе образования
младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с
разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
1

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении
художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать
художественное произведение;
• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование
нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к
отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения обучающимися учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке»:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре
и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в
систематическом чтении; 3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого
развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и
2

преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке»:
1) понимание места и роли литературы на изучаемом языке в едином культурном пространстве Российской
Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей: воспринимать художественную литературу как особый вид
искусства (искусство слова); соотносить произведения словесного творчества с произведениями других видов искусств
(живопись, музыка, фотография, кино); иметь первоначальные представления о взаимодействии, взаимовлиянии
литератур разных народов, о роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного,
морально-этического и эстетического пространства республики Российской Федерации; находить общее и особенное при
сравнении художественных произведений народов Российской Федерации, народов мира;
2) освоение смыслового чтения; понимание смысла и значения элементарных понятий теории литературы: владеть
техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением со скоростью, позволяющей понимать смысл
прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями); владеть техникой смыслового чтения про себя - понимание
смысла и основного содержания прочитанного, оценка информации, контроль за полнотой восприятия и правильной
3

интерпретацией текста; различать жанры фольклорных произведений (малые фольклорные жанры, сказки, легенды,
мифы); понимать основной смысл и назначение фольклорных произведений своего народа (порадовать, поучить,
использовать для игры), приводить примеры потешек, сказок, загадок, колыбельных песен и др. своего народа (других
народов); сравнивать произведения фольклора в близкородственных языках (тема, главная мысль, герои); сопоставлять
названия произведения с его темой (о природе, истории, детях, о добре и зле и т.д.); различать жанры небольших
художественных произведений детской литературы своего народа (других народов) - стихотворение, рассказ, басня;
анализировать прочитанное литературное произведение: определять тему, главную мысль, последовательность действия,
средства художественной выразительности; отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте
изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения);
3) приобщение к восприятию и осмыслению информации, представленной в текстах; формирование читательского
интереса и эстетического вкуса обучающихся: определять цели чтения различных текстов (художественных, научнопопулярных, справочных); удовлетворение читательского интереса, поиск информации, расширение кругозора;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) для решения учебных и
практических задач; ставить вопросы к тексту, составлять план для его пересказа, для написания изложений; проявлять
интерес к самостоятельному чтению, формулировать свои читательские ожидания, ориентируясь на имя автора, жанр
произведения, иллюстрации к книге; читать произведения фольклора по ролям, участвовать в их драматизации;
участвовать в дискуссиях со сверстниками на литературные темы, приводить доказательства своей точки зрения;
выполнять творческие работы на фольклорном материале (продолжение сказки, сочинение загадки, пересказ с
изменением действующего лица).
4

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

2 класс
1.

Раздел: «Самое великое чудо на
свете»

3ч

2.

Раздел «Устное народное
творчество»

7ч

3.
4.

Раздел: «Люблю природу русскую!
Осень»
Раздел: «Русские писатели»

2ч
4ч

5.

Раздел: «О братьях наших меньших» 2 ч

6.

Раздел: «Из детских журналов»

2ч

7.

Раздел: «Люблю природу русскую.
Зима»

2ч

8.

Раздел: «Писатели детям»

3ч

9.

Раздел: «Я и мои друзья»

3ч

10.

Раздел: «Люблю природу русскую.
Весна»

1ч

11.

Раздел: «И в шутку и всерьёз»

2ч

12.

Раздел: «Литература зарубежных
стран»

2ч

Всего 33 ч
3 класс
1.

Раздел «Самое великое чудо на
свете»

1ч

2.

Раздел «Устное народное
творчество»

4ч

3.

Раздел «Поэтическая тетрадь 1»

2ч

4.

Раздел «Великие русские писатели» 6 ч

5.

Раздел «Поэтическая тетрадь 2»

2ч

6.

Раздел «Литературные сказки»

4ч

7.

Раздел «Были-небылицы»

3ч

8.

Раздел «Поэтическая тетрадь 1»

1ч
5

Раздел «Люби живое»

3ч

10.

Раздел «Поэтическая тетрадь 2»

1ч

11.

Раздел «Собирай по ягодкенаберёшь кузовок»

4ч

12.

Раздел «Зарубежная литература»

3ч

9.

Всего 34 ч
4 класс
1.

Раздел «Летописи, былины,
сказания, жития»

2ч

2.

Раздел «Чудесный мир классики»

4ч

3.

Раздел «Литературные сказки»

3ч

4.

Раздел «Делу время – потехе час»

3ч

5.

Раздел «Страна детства»

2ч

6.

Раздел «Природа и мы»

2ч

7.

Раздел «Поэтическая тетрадь»

1ч
Всего 17 ч

6

Календарно-тематическое планирование
литературное чтение
2 класс
№

Тема

Кол-во
часов

Самое великое чудо на свете (3ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Игра: «Крестики -нолики»
Библиотеки
Книги
Устное народное творчество (7ч)
Устное народное творчество
Русские народные песни.
Потешки ,прибаутки, считалки скороговорки,
Скороговорки, считалки, небылицы
Загадки, пословицы и поговорки.
Викторина по сказкам.
КВН «Обожаемые сказки»
Люблю природу русскую! Осень (2ч)
Люблю природу русскую! Осень
Осенние загадки.

1ч
1ч
1ч

М.М. Пришвин «Осеннее утро».
И.Бунин « Сегодня так светло кругом…»

1ч

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

Русские писатели (4ч)
13

А.С. Пушкин
«У лукоморья дуб зелёный ...»

1ч

14

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...»,
«Зима! Крестьянин торжествуя...»

1ч

15
16

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Л.Н. Толстой
«Филиппок».
О братьях наших меньших (2ч)

1ч
1ч

17
18

Домашние животные.
М.М. Пришвин «Ребята и утята».
Из детских журналов (2ч)
Знакомство с детскими журналами.
Ю.Д. Владимиров «Чудаки».
Люблю природу русскую. Зима (2ч)
С.А. Есенин «Поёт зима, аукает...»,
«Берёза».
Игра: «Поле чудес»
Писатели детям (3ч)
К.И. Чуковский «Федорино горе».
Н.Н. Носов «Живая шляпа».

1ч
1ч

19
20
21
22
23
24

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
7

Н.Н. Носов «На горке».
Я и мои друзья (3ч)
Стихи о дружбе и обидах В.Д. Берестов «За игрой».
Э.Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду».
В.Д. Берестов «Гляжу с высоты». В.В. Лунин «Я и Вовка».
В.А. Осеева
«Волшебное слово».

25
26

27

1ч
1ч

1ч

В.А. Осеева «Почему?»
Люблю природу русскую. Весна (1ч)
Е.Благинина «Посидим в тишине»
Э.Мошковская «Я маму мою обидел»
И в шутку и всерьёз (2ч)
В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».
В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».
Литература зарубежных стран (2ч)
КВН «Цветик - семицветик»
Повторение пройденного

28
29

30
31
32
33

1ч
1ч

1ч
1ч
1ч
1ч
33 ч

Всего

Календарно-тематическое планирование
литературное чтение
3класс
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13

Тема урока
Самое великое чудо на свете (1ч)
Урок путешествие в прошлое. Оценка достижений.
Устное народное творчество (4ч)
Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк».
Русская народная сказка «Сивка-бурка».
КВН обобщающий урок по разделу
«Сочиняем волшебную сказку».
Поэтическая тетрадь 1 (2ч)
Проект «Как научиться читать стихи».
Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по
разделу)
Великие русские писатели (6ч)
А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал
о жизни А.С. Пушкина».
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …».
Рисунки И. Билибина к сказке Соотнесение рисунков с
художественным текстом.
И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на
основе статьи учебника, книг о Крылове.
Л. Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя).
Подготовка сообщения.
Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается
вода из моря?». Сравнение текстов.
Поэтическая тетрадь 2 (2ч)

Кол –во
часов
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

8

14
15

16
17
18
19
20
21
22

23
24
25
26
27

28
29
30
31

32
33
34

И. Бунин «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у
дороги».
Развивающий час (урок обобщение по разделу
«Поэтическая тетрадь2»).
Литературные сказки (4ч)
Д. Мамин Сибиряк «Сказка про храброго Зайца Длинные
Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».
В. Гаршин «Лягушка путешественница».
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
М. Горький «Случай с Евсейкой».
Были-небылицы (3 ч)
К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».
А. Куприн «Слон».
Урок путешествие по разделу «Были не былицы».
Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь 1 (1ч)
Урок викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1».
Люби живое (3ч)
В. Бианки «Мышонок Пик».
Б. Житков «Про обезьянку».
Урок конференция «Земля наш дом родной»
Поэтическая тетрадь 2 (1ч)
«Крестики нолики» (обобщающий урок по разделу
«Поэтическая тетрадь2»).
Собирай по ягодке-наберёшь кузовок (4ч)
Б. Шергин «Собирай по ягодке наберёшь кузовок».
Особенность заголовка произведения.
А. Платонов «Цветок на земле».
Выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов
косвенной речью. А. Платонов «Ещё мама».
Конкурс по разделу «Собирай по ягодке наберёшь кузовок».
Оценка достижений. Тест №11 по теме «Собирай по ягодке
– наберёшь кузовок».
Зарубежная литература (3ч)
Мифы древне греции
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Обобщающий урок за курс 3 класса.
«Брейн - ринг».
Всего

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

1ч
1 ч.
1 ч.
34 ч.

9

Календарно-тематическое планирование
литературное чтение
4класс
№

Тема

Кол-во
часов

Летописи, былины, сказания, жития (2ч)
1

«И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ
летописи и стихотворения А. С. Пушкина

1ч

2

1ч

7
8
9

«Ильины три поездочки»
Чудесный мир классики (4ч)
П.П. Ершов «Конёк- Горбунок»
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях»
М.Ю. Лермонто в «Ашик-Кериб»
А.П. Чехов «Мальчики».
Литературные сказки (3ч)
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
П.П. Бажов «Серебряное копытце»
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

10

Делу время – потехе час (3ч)
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1ч

11

В.Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»

1ч

12

1ч

13
14

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»
Страна детства (2ч)
Б.С. Житков «Как я ловил человечков»
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

15
16

Природа и мы (2ч)
Д.Н. Мамин Сибиряк «Приёмыш»
А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

3
4
5
6

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

1ч
1ч
1ч
1ч

Поэтическая тетрадь (1ч)
17

«Поэтическая тетрадь». Поэзии прекрасные страницы

1ч
Всего

17 ч

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».