Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП ОРКСЭ 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской
области
Администрация Сосьвинского городского округа
МБОУ СОШ с. Кошай

РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ с Кошай
______________

_________

Протокол №

Протокол №

Приказ №

от "01" 09 2023 г.

от "01" 09 2023 г.

от "01" 09 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
для 4 класса уровня начального общего образования
на 2023-2024 учебный год

с. Кошай 2023

Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики».
4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики.
Модуль: Основы православной культуры ориентирована на учащихся 4
класса и разработана на основе следующих документов:
1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ
от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями и дополнениями.
3. Авторской программы «Основы религиозных культур и светской
этики: основы православной культуры» Васильева О.Ю. (Васильева О.Ю.
Рабочая программа к учебнику Васильева О.Ю. «Основы религиозных
культур и светской этики: основы православной культуры: учебник для 4
класса общеобразовательных учреждений / О.Ю. Васильева. – МА.: ООО
«Русское слово – учебник», 2023).
Данный методический комплект вошёл в Федеральный перечень
учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством просвещения
Российской Федерации:
Литература для учащихся:
1. Васильева О.Ю. Основы религиозных культур и светской этики:
основы православной культуры: учебник для 4 класса М., 2023.
Методическая литература для учителя:
1. Васильева О.Ю. Рабочая программа к учебнику «Основы религиозных
культур и светской этики: основы православной культуры». 4 класс, 2023.
2. Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики:
основы православной культуры». 4 класс/авт.-сост. О.Ю. Васильева, К.В.
Савченко, Т.И. Тюляева, 2023 г.
Место курса в учебном плане
В соответствии с основной образовательной программой начального
общего образования и примерными программами начального общего
образования предмет «Основы религиозной культуры и светской этики»
является частью предметной области «Основы православной культуры» и
изучается в 4-ом классе.
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены
базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность,
2

гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные
российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Данный курс «Основы православной культуры» используется в рамках
комплексного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики».
Обучение организуется с согласия обучающегося и по выбору родителей.
Курс «Основы православной культуры» рассчитан на 1 год обучения в
4 классе, на 34 часа учебного времени из расчёта один час в неделю.

Цель и задачи изучения учебного предмета «Основы Религиозных
культур и светской этики».
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а
также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
 знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных
культур и светской этики по выбору родителей (законных
представителей);
 развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и
ценностей в жизни личности, семьи, общества;
 обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали, ранее полученных в начальной школе, формирование
ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и
культурных особенностей и потребностей семьи;
 развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе
взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип
реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий
формированию у младших школьников первоначальных представлений
о культуре традиционных религий народов России (православия,
ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике,
основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях
человека и гражданина в Российской Федерации
Cодержание программы учебного предмета
Тема 1. Россия — наша Родина (2 ч)
3

Россия — наша Родина. Россия — огромная страна. Богатство и
разнообразие природы нашей страны. России принадлежит пятая часть всех
лесов мира. Природа и география России. Животный и растительный мир
нашей страны, заповедники и национальные парки. Песни и стихи о Родине.
Пейзажи России. Воспевание красоты родной земли — излюбленная тема в
русской культуре. Официальное название России — Российская Федерация.
Главная сила в государстве — народ. Богатства России — заслуга народа,
хранившего и приумножавшего ее достояние, ее культуру. Национальный
состав России. Россия — общий дом для всех народов, ее населяющих.
Необходимость для всеобщего благополучия в государстве почтительно
относиться к истории страны, ее национальной культуре, традициям. Любовь
к России, воспеваемая в поэзии, песенном творчестве.
Тема 2. Православная духовная традиция (2 ч)
Исторические имена России. Понятия духовности, традиции, духовной
традиции, культуры, религии. Православная духовная традиция и ее роль в
формировании культуры Отечества. 988 год — дата Крещения Руси. Князь
Владимир Святой — креститель Руси. Понятие «государственная религия».
Символическое значение креста как главного христианского символа.
Государственные символы: флаг, герб, гимн. Знакомство с текстом гимна
России, символическими духовными смыслами элементов и цветов герба,
государственного флага России и штандарта Президента России. Образ
Георгия Победоносца на гербе Москвы и России.
Тема 3. Что такое христианство (1 ч)
Новая эра и Рождество Христово. Современный отсчет времени. Иисус
Христос — Спаситель мира. Святая Земля. Вифлеем — место рождения
Иисуса Христа. Священное Писание и Новый Завет. Четвероевангелие:
Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Значение слова «Евангелие».
Богочеловек — Сын Бога и Сын Человеческий. Боговоплощение от Духа
Святого и Девы Марии.Иоанн Предтеча — Креститель Господа Иисуса
Христа. Проповедь Царства Божия (Царства Небесного). Понятие
«апостолы».
Тема 4. Особенности восточного христианства (1 ч)
Три основных направления христианства: православие, католицизм,
протестантизм.
Синонимы,
означающие
православие:
Восточное
христианство, Византийская, Греческая вера. Понятия инославия и иноверия.
Вселенские Соборы. Символ веры как краткая формулировка
вероучительных истин. Празднование Пасхи. Традиция иконопочитания.
Полное название Православной (Восточной, Византийской, Греческой)
Церкви — Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь.
Тема 5. Культура и религия (1 ч)
Происхождение культуры, происхождение термина «культура».
Происхождение религии. Понятие богооткровения. Связь между культурой и
религией в истории человеческого общества. Связь между культурой и
религией в современном обществе. Основные существенные признаки
4

культуры: результат деятельности человека, ценность и полезность для
человека и общества. Мировоззрение. Этика.
Тема 6. Добро и зло в православной традиции (1 ч)
Библия — Священное Писание. Традиционный — религиозный —
взгляд на происхождение добра и зла. Сотворение мира духов. Отпадение
Денницы. Сотворение первых людей и их пребывание в раю. Древо познания
добра и зла. Грехопадение первых людей. Первородный грех. Ад. Спасение
души.
Тема 7. Во что верят православные христиане (1 ч)
Вера как основа любой религии и синоним слова «религия». Догматы
— вероучительные истины. Символ веры. Раскрытие смыслов членов
Символа веры. Понятие о Святой Троице, Троице Единосущной, Ипостаси.
Учение о Христе, Божественной и человеческой природе Иисуса Христа.
Таинство Крещения как начало пути спасения. Главные заповеди в
Евангелии.
Тема 8. Золотое правило нравственности (1 ч)
Свобода вероисповедания граждан России. Закрепление права на
свободу вероисповедания, убеждений, национальную культуру, родной язык
в Конституции России — Основном законе нашей страны. Золотое правило
нравственности: формулировка, смысл правила, распространенность в
разных культурах.
Тема 9. Любовь к ближнему (1 ч)
Повторение главных евангельских заповедей. Притча как форма
проповеди. Притча о добром самарянине. Духовно-этический анализ притчи.
Тема 10. Милосердие и сострадание (1 ч)
Расширение и углубление духовно-этического смысла притчи о добром
самарянине. Раскрытие понятий милосердия и сострадания. Примеры
милосердия и сострадания из современной жизни и опыта школьников.
Тема 11. Отношение к труду (1 ч)
Книга Бытие о сотворении мира и человека. Сотворение мира как
творческий труд Создателя. Божественный замысел сотворения человека и
выполнение замысла. Труд человека в раю. Труд после грехопадения первых
людей и изгнания их из рая. Духовный закон о труде, полученный через
пророка Моисея.
Тема 12. Долг и ответственность (1 ч)
Долг и ответственность. Формирование чувства долга и
ответственности в православной культуре. Библия об ответственности
человека за мир. Всемирный потоп. Евангельская притча о талантах.
Духовно-этический смысл притчи о талантах.
Тема 13. Защита отечества (1 ч)
Традиционное православное отношение к Отечеству. Понимание в
православной традиции защиты Отечества как священного долга каждого
гражданина. Лозунг русского воинства: «За веру, царя и Отечество».
Традиционное отношение в православной культуре к России как дому
Пресвятой Богородицы. Первые ордена в России и их посвящение духовным
5

подвигам святых. Воинские награды. Орден Святого Георгия — высшая
награда России. Имена великих русских полководцев. Статья Конституции
РФ о защите Отечества.
Тема 14. Десять заповедей божиих (1 ч)
Понятие о заповедях Божиих. Миссия пророка Моисея. Получение
заповедей Божиих на горе Синай. Скрижали. Содержание и толкование
десяти заповедей Божиих. Распространение десяти заповедей Божиих по
всему миру и принятие их в качестве нравственной нормы в человеческом
обществе.
Тема 15. Заповеди блаженства (1 ч)
Понятие Царства Божия. Понятие о проповеди как поучающей речи.
Нагорная проповедь Спасителя, ее содержание и значение. Понятие
блаженства как высшей духовно-нравственной радости, высшего счастья.
Заповеди блаженства. Религиозная преемственность и новизна в учении
Христа.
Тема 16. Православие в России (2 ч)
Древнее предание о посещении святым апостолом Андреем
Первозванным исконно русских земель. «Повесть временных лет» и
«Степенная книга» как древнейшие литературные памятники русской
культуры. Первые русские князья-христиане Аскольд и Дир. Княгиня Ольга.
Принятие княгиней Ольгой святого крещения в Константинополе
(Царьграде), столице Византии. Князь Владимир и его выбор веры. Крещение
князя Владимира. Крещение Руси. Распространение православия на Руси
после ее крещения и развитие православной культуры.
Тема 17. Православный храм и другие святыни (2 ч)
Традиционное понятие храма как общего дома Бога и верующих в него.
Разнообразие храмовых построек, купол с водруженным крестом как главная
отличительная особенность православных храмов. Внешнее и внутреннее
устроение храма. Храмовые предметы. Понятие «святые мощи», их
почитание в православной традиции.
Тема 18. Таинства православной церкви (1 ч)
Таинства Церкви. Назначение церковных таинств. Семь церковных
таинств: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причащение, Соборование,
Венчание, таинство Священства.
Тема 19. Древнейшие чудотворные иконы (1 ч)
Почитание икон как святынь. Понятие «чудотворные иконы». Спас
Нерукотворный — первая икона. История появления иконы «Спас
Нерукотворный». Первые иконы Пресвятой Богородицы. Первый
иконописец — святой евангелист Лука. История Владимирской иконы
Божией Матери. Древнейшие чудотворные иконы Пресвятой Богородицы.
Тема 20. Молитва (1 ч)
Понятие молитвы в православной традиции. Роль молитвы в жизни
православных христиан. Молитва как жанр литературы в русской культуре,
художественное произведение, поэтические переложения молитвы в русской
литературе. Молитва Господня. Иисусова молитва.
6

Тема 21. Православные монастыри (1 ч)
Монастыри в православной культуре. Молитвенное призвание
монахов, монахинь. Понятие о житиях святых. Названия знаменитых
обителей России: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Рождества Богородицы
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, Свято-Успенский ПсковоПечерский монастырь, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь.
Преподобный Сергий Радонежский — основатель Свято-Троицкой
Сергиевой Лавры. Понятие о Великой схиме как высшей степени посвящения
Богу.
Тема 22. Почитание святых в православной культуре (1 ч)
Понятие святости. Местночтимые и общецерковные святые. Лики
святости: святые апостолы, святые мученики и великомученики, святые
равноапостольные, святые целители, бессребреники, святители, блаженные,
юродивые. Наиболее почитаемые святые: апостолы от двенадцати, апостолы
от семидесяти, апостол Павел, равноапостольные учители словенские
Мефодий и Кирилл, великомученик и целитель Пантелеимон, Василий
Блаженный, святитель Николай Чудотворец Мирликийский.
Тема 23. Символический язык православной культуры: храм (1 ч)
Символичность православной культуры. Символ — условный знак,
предмет или изображение, которое используется для обозначения какого-то
важного смысла. Крест — главный символ христианства. Символическое
значение креста и его составляющих частей. Крестное знамение как
освящение помыслов, чувств и дел. Символическое значение храма и его
частей.
Тема 24. Икона, фреска, картина (1 ч)
Икона в жилом доме. Красный угол. Символический язык иконы.
Ореол, нимб — символ святости, сияние духовной славы. Особенности
создания иконы и символичность использования материалов для иконы.
Паволока, левкас, темпера. Фреска — живопись водными красками по сырой
штукатурке. Отличия иконы от картины на религиозную тему. Евангельские
сюжеты в произведениях русских художников и в культуре европейских
народов.
Тема 25. Колокольные звоны и церковное пение (1 ч)
Восприятие византийских традиций богослужения на Руси. Расцвет
церковной музыки в России в XV–XVI веках. Понятие «стихира». Понятие о
знаменном распеве. Крюки. Знамена. Понятие канона в церковном искусстве.
Стоглавый собор и его решения о строгом соблюдении канона. Партесное
пение. Понятие акапеллы. Церковнославянский язык. Логос. Колокола как
единственный музыкальный инструмент в православной традиции.
Колокольные звоны и их использование: благовест, трезвон, перебор.
Тема 26. Прикладное искусство (1 ч)
Повторение, углубление и расширение изученного материала о
символичности православной культуры. Понятие прикладного искусства.
Райское древо жизни — символ рая, духовного сада. Виноградная лоза как
символ Самого Христа, виноградные ветви как символ святых апостолов.
7

Символическое значение золота в храмах. Названия храмовых предметов:
киот, канун, аналой, паникадило, потир.
Тема 27. Православные праздники (1 ч)
Понятие «праздничные иконы». Церковные праздники. Праздники
переходящие и непереходящие. Светлое Христово Воскресение, Пасха
Господня — самый главный праздник, Торжество торжеств и Праздник
праздников. Понятие о двунадесятых праздниках. Двунадесятые праздники:
Рождество Пресвятой Богородицы; Введение во храм Пресвятой
Богородицы; Благовещение Пресвятой Богородицы; Рождество Христово;
Сретение Господне; Крещение Господне; Преображение Господне; Вход
Господень в Иерусалим; Вознесение Господне; День Сошествия Святого
Духа (Пятидесятница, День Святой Троицы); Успение Пресвятой
Богородицы; Воздвижение Креста Господня.
Тема 28. Православный календарь (1 ч)
Понятие о новом и старом календарном стиле. Юлианский календарь,
организация церковной жизни по юлианскому календарю. Григорианский
календарь, организация светской жизни по григорианскому календарю.
Постановление Первого Вселенского Собора о времени празднования Пасхи
Господней. Переходящие праздники, непереходящие праздники.
Тема 29. Христианская семья и ее ценности (1 ч)
Понятие о православной семье как малой церкви. Скрепление
супружества таинством Брака (Венчания). Преподобные Петр и Феврония —
образец супружества в православной традиции. Житие святых Петра и
Февронии. 8 июля — День семьи, любви и верности. Русская народная
мудрость о семье, семейном счастье.
Итоговое повторение и обобщение (1 ч)
Результаты освоения курса.
Личностные
результаты
освоения
основной
образовательной
программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
8

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
Гражданско-патриотическое воспитание:
1) становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой
родине, проявление интереса к изучению родного языка,
истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи
прошлого и настоящего в культуре общества;
2) осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других
народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся
представителей русской литературы и творчества народов России;
3) первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
9

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)
использование
знаково-символических
средств
представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных
технологий
(далее
ИКТ)
для
решения
коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с
помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты
в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных,
10

культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального
уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных
действий.
Предметные
результаты
освоения
основной
образовательной
программы начального общего образования с учетом специфики
содержания предметных областей, включающих в себя конкретные
учебные предметы, должны отражать:
1) готовность
саморазвитию;

к

нравственному

самосовершенствованию,

духовному

2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали,
понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье
и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и
общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности
России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных
религий в становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей
совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и
вероисповедания, духовных традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.
Планируемые результаты по учебным модулям.
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной
христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль,
священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды,
религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в
семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
11

– ориентироваться в истории возникновения православной христианской
религиозной традиции, истории ее формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение
традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей,
народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в
жизни людей и общества; – соотносить нравственные формы поведения с
нормами православной христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
–развивать
нравственную
рефлексию,
совершенствовать
моральнонравственное самосознание, регулировать собственное поведение
на основе традиционных для российского общества, народов России
духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных
интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на
последующих уровнях общего образования.
Воспитательный потенциал курса реализуется через:
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых
конституционных норм и ценностей;
историческое просвещение, формирование российской культурной и
гражданской идентичности обучающихся
развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
12

поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных
ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально
значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных
отношений, применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с новым ФГОС НОО (осознание российской
гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности
и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности
и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной
социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и
жизни в целом.)
Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе
аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом
принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания,
совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному
примеру,
безопасной
жизнедеятельности,
инклюзивности,
возрастосообразности.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и
воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в
соответствии с новым ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся
руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт
деятельности на их основе, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан
Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском
государстве и субъекту тысячелетней российской государственности,
уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и
политической культуры.
2.
Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к
родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России;
историческое просвещение, формирование российского национального
исторического сознания, российской культурной идентичности.
13

3.
Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание
честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4.
Эстетического воспитания, способствующего формированию
эстетической культуры на основе российских традиционных духовных
ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства.
5. Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры
здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие
физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья,
навыков безопасного поведения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях.
6.
Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на
трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
7.
Экологического воспитания, способствующего формированию
экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных
ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей
среды.
8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание
стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к
получению знаний, качественного образования с учётом личностных
интересов и общественных потребностей.

14

Тематическое планирование
4 класс
№

Тема

Содержание

ЭОР

Виды деятельности

Четвертый год обучения 34 часа

1

2

Россия — наша
Родина (1 ч)

Культура и
религия.
Введение в
православную
духовную
традицию (2 ч)

Россия —
многонациональное
государство. Духовный
мир человека.
Культурные традиции.
Культурное
многообразие России.
Народы и религии в
России. Традиционные
религии народов
России/

http://schoolcollection.edu

Культура и религия.
Что такое культура?
Что такое религия? Как
человек создаёт
культуру. Истоки
русской культуры — в
православной религии.
http://schoolcollection.edu

Использовать систему условных
обозначений при выполнении
заданий, рассматривать
иллюстративный материал,
соотносить текст с
иллюстрациями;
Читать и отвечать на вопросы по
прочитанному;
Размышлять о роли духовных
традиций народов России, их
значении в жизни человека,
семьи, общества, духовном мире
человека;
Называть традиционные
религии в России, народы
самостоятельно оценивать свои
достижения;);
Приводить примеры единения
народов России (например
«День народного единства» и
т.д.);

Выделять тему и идею учебного
текста, формулировать вопросы
к тексту и отвечать на них.
Объяснять соотношение
культуры и религии, сущность
культуры, значение религии как
духовной культуры человека,
народа, общества.
Рассказывать о том, как человек
создаёт культуру; об истоках
русской культуры в
православной религии.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.

15

3

Во что верят
православные
христиане (4 ч)

4

Добро и зло в
православной
традиции.
Золотое правило
нравственности.
Любовь к
ближнему (4 ч)

Использовать ключевые
понятия темы в устной и
письменной речи, применять их
при анализе и оценке фактов
действительности.
Раскрывать своими словами
первоначальные представления
Бог — Творец, который
о мировоззрении (картине
создал весь мир и
мира) в православии,
человеческий род. Бог
вероучении о Боге-Троице,
есть Любовь. Бог и
Творении, человеке,
человек. Вера в Бога и
Богочеловеке Иисусе Христе
её влияние на поступки https://cleverкак Спасителе, Церкви.
людей. Что такое
lab.pro/mod/pag
Пересказывать прочитанное,
православие. Богe/view.php?id=3
составлять рассказ с введением
Троица. Что значит
в него новых фактов;
молиться. Кто такие
http://schoolсоотносить про- читанное с
святые. Священное
collection.edu
личным жизненным опытом.
Предание. Священное
Рассказывать о том, как вера в
Писание христиан —
Бога влияет на по- ступки
Библия. Ветхий и
людей, что такое молитва, кто
Новый Заветы в
такие святые, что такое
Библии.
Священное Предание Церкви,
что его составляет, о
Священном Писании (Библии),
Ветхом и Новом Заветах.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Рассказывать о том, что такое
заповеди Бога, какие заповеди
Добро. Зло. Грех.
Бог дал Моисею.
Работа совести.
Анализировать содержание
Покаяние. Десять
Десяти ветхозаветных
ветхозаветных
заповедей с религиозной и
заповедей, данных
нравственно-этической точки
Богом Моисею.
зрения. Рассуждать о
Заповеди Иисуса
возможности и необходимости
Христа — Заповеди
соблюдения нравственных норм
Блаженств, их
https://cleverжизни (свобода, разум, совесть,
lab.pro/mod/pag
содержание и
доброта, любовь).
соотношение с Десятью e/view.php?id=3
Рассказывать о нравственных
заповедями. Кто для
заповедях Иисуса Христа —
христиан ближний,
Заповедях Блаженства, их
любовь к ближним.
соотношении с Десятью
«Золотое правило
ветхозаветными заповедями.
нравственности» в
Объяснять понимание в
православной культуре.
православном христианстве,
Святость в
кто такой ближний, что
православной
означает любовь к ближнему,
традиции, святые.
как понимается в православной
традиции «золотое правило
16

5

6

Отношение к
труду. Долг и
ответственность
(2 ч)

Заповеди Творца
Прародителям.
Отношение к труду в
Православии.
Уважение к труду.
Совесть. Нравственный
долг и ответственность
человека в
православной
традиции.

Милосердие
и сострадание (2
ч)

Милосердие и
сострадание в
православной
христианской
традиции. Особенности
христианской морали,
отношение к личным
врагам. Христианское
милосердие.
Милосердие к
животным.
Деятельное
сострадание людям,
нуждающимся.

нравственности» (поступайте с
другими так, как хотели бы,
чтобы с вами поступили), о
святости и святых в
православной традиции.
Размышлять и рассуждать на
морально-этические темы.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Читать и пересказывать
учебный текст. Объяснять
значение слов (терминов и
понятий) с опорой на текст
учебника.
Использовать знакомые слова в
новом мировоззренческом
контексте.
Рассказывать о грехопадении
Прародителей,
https://easyen.ru
о заповедях, о роли труда в
/load/orkseh/294
жизни православных христиан.
Устанавливать логическую
связь между фактами;
участвовать в беседе.
Анализировать прочитанное с
точки зрения полученных ранее
знаний.
Соотносить изученное с
примерами из жизни,
литературных произведений.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Рассуждать о необходимости
соблюдения нравственных норм
жизни (заботиться о других,
любить друг друга,
сочувствовать, не лениться,
не лгать).
Раскрывать основное
Библиотека
содержание нравственных
ЦОК
категорий в православной
https://m.edsoo.r
культуре, традиции (любовь,
u/7f410de8
вера, милосердие, прощение,
покаяние, сострадание,
ответственность, послушание,
спасение), Заповедей
Блаженства.
На примере милосердия и
сострадания объяснять
нравственный идеал
17

7

8

Православие в
России (5 ч)

Православный
храм и другие
святыни (3 ч)

православной культуры.
Выражать первоначальный
опыт осмысления и
нравственной оценки
поступков, поведения
(своих и других людей) с
позиций православной этики,
понимания милосердия и
сострадания
в православной культуре.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Крещение Руси. Святые
Объяснять значение слов
равноапостольные
(терминов и понятий) с опорой
княгиня Ольга и князь
на учебный текст.
Владимир Креститель.
Осуществлять поиск
Развитие православной
необходимой информации для
культуры,
выполнения заданий.
распространение
Рассказывать, как христианство
христианства на Руси.
пришло на Русь, о Крещении
Святая Русь. Русские
Руси равноапостольным князем
святые. Православие в
Владимиром, почему Русь
русской культуре, в
называют Святой,
современной России.
о русских святых, житиях
https://easyen.ru
святых.
/load/orkseh/294
Соотносить содержание текста
с иллюстративным рядом.
Использовать речевые средства,
навыки смыслового чтения
учебных текстов, участвовать в
беседе. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Уметь рассказывать о
праздновании Крещения Руси,
Дней славянской письменности
и культуры. Уметь
использовать электронные
формы учебника (ЭФУ).
Православный храм —
его устройство и
убранство.
Алтарь, Царские врата,
иконостас, притвор.
Нормы поведения в
православном храме.
Миряне и
священнослужители.
Богослужение в храме.
Таинства Церкви.

Объяснять значение слов
(терминов и понятий) с опорой
на учебный текст.
https://easyen.ru Осуществлять поиск
/load/orkseh/294 необходимой информации для
выполнения заданий.
Соотносить содержание текста
с иллюстративным рядом.
Рассказывать о назначении и
устройстве православного
храма (собственно храм,
18

Монастыри,
монашество.

Символический
язык
православной
культуры:
христианское
искусство
(иконы, фрески,
церковное
пение,
прикладное
искусство),
православный
календарь.
Праздники (6 ч)
9

10
Христианская
семья и её
ценности (3 ч)

притвор, алтарь, иконы,
иконостас), нормах поведения в
храме, общения с мирянами и
священнослужителями,
богослужениях в храмах,
Таинствах, о монашестве и
монастырях в православной
традиции. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Использование электронных
форм учебника (ЭФУ).
Объяснять значение слов
(терминов и понятий) с опорой
на учебный текст.
Распознавать христианскую
символику, объяснять своими
словами её смысл и значение в
Христианская
православной культуре.
символика. Крест
Рассказывать о художественной
Христов. Православная
культуре в православной
художественная
традиции, о церковном пении,
культура. Православная
иконописи, особенностях икон
икона, виды икон.
в сравнении с картинами.
Церковное пение.
Называть православные
Церковное прикладное
праздники, объяснять их
искусство.
значение (не менее трёх,
Православный
включая Воскресение Христово
календарь. Праздники и
и Рождество Христово), о
посты в православном
православных постах,
календаре.
назначении поста в жизни
Двунадесятые
православных христиан.
праздники.
Проверять себя и
Воскресение Христово
самостоятельно оценивать свои
(Пасха). Рождество
достижения.
Христово. Праздники
Использование электронных
святым.
форм учебника (ЭФУ.
Православные праздники:
«Воскресение Христово
(Пасха)», «Рождество
Христово», «День славянской
письменности и культуры»,
«День семьи, любви и верности.
Семья в православной
Библиотека
Объяснять значение слов
традиции — Малая
ЦОК
(терминов и понятий) с опорой
Церковь. Таинство
https://m.edsoo.r на учебный текст.
u/7f410de8
Венчания. Любовь в
Рассказывать о традициях
отношениях родителей,
заключения брака, о том, что
членов семьи.
такое православная семья,
Взаимное прощение и
Таинство
терпение членов семьи.
Венчания, о взаимоотношениях
Семейные традиции,
в православной семье на
19

праздники. Образцы
православной семьи,
отношений в семье.

11

Любовь и
уважение к
Отечеству.
Патриотизм
многонациональ
ного и
многоконфессио
нального народа
России (2 ч)

Служение человека
обществу, Родине.
Патриотизм
многонационального и
многоконфессионально
го народа России.
Война справедливая —
оборонительная.
Святые защитники
Отечества.

примерах житий святых,
литературных произведений.
Размышлять и рассуждать на
морально-этические темы.
Раскрывать основное
содержание норм отношений в
православной в семье,
обязанностей и
ответственности членов семьи,
отношении детей и родителей.
Осуществлять поиск
необходимой информации для
выполнения заданий.
Применять навыки осознанного
построения речевых
высказываний в соответствии с
коммуникативными задачами.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения
Праздник «День семьи, любви и
верности».
Закреплять и
систематизировать
представления о духовных
традициях многонационального
народа России, духовном мире
человека, религии, религиях
народов России, их значении в
жизни человека, семьи,
общества.
Проводить соотношение между
https://easyen.ru религией и Отечеством,
/load/orkseh/294 объяснять отношение
православных христиан к
Отечеству, защите Родины,
патриотизму.
Отвечать на вопросы,
соотносить определения с
понятиями, делать выводы.
Использовать основные
понятия темы в устной и
письменной речи.
Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения.

20

Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ Тема урока
п/
п

1. Россия - наша Родина

2.

Культура и религия

3. Как христианство пришло на
Русь

4.

Бог, мир, человек

5. Библия

6.

Ошибка первых людей

7. Вдали от рая

8.

В ожидании Спасителя

Количество часов

Дата
изучения

всего контроль практическ
ные
ие работы
работы

Виды,
формы
контроля

Устный
опрос,
практическа
04.09 – 08.09
я работа;

1

0

0,5

1 неделя

1

0

0,5

2 неделя

1

0

0,5

3 неделя

1

0

0,5

4 неделя

1

0

0,5

1

0

0,5

6 неделя

1

0

0,5

7 неделя

1

0

0,5

8 неделя

Устный
опрос,
практическа
11.09 - 15.09
я работа;
Устный
опрос,
практическа
18.09 - 22.09
я работа;
Устный
опрос,
практическа
25.09 - 29.09
я работа;
Устный
5 неделя
опрос,
практическа
02.10 - 06.10
я работа;
Устный
опрос,
практическа
16.10 – 20.10
я работа;
Устный
опрос,
практическа
23.10 – 27.10
я работа;
Устный
опрос,
практическа
30.10 – 03.11
я работа;
21

9.

Десять заповедей

10. Благовещенье. Рождество
Христово

11.

Богоявление. Искушение в
пустыне

12. Нагорная проповедь

13.

14.

Евангельские притчи

Крест

15. Пасха

16.

Творческие работы
учащихся

17. Подведение итогов

Устный
опрос,
практическа
07.11 – 10.11
я работа;

1

0

0,5

9 неделя

1

0

0,5

10 неделя

1

0

0,5

11 неделя

1

0

0,5

12 неделя

1

0

0,5

13 неделя

1

0

0,5

14 неделя

1

0

0,5

15 неделя

1

0

0,5

16 неделя

1

0

0,5

15 неделя

Устный
опрос,
практическа
13.11 – 17.11
я работа;
Устный
опрос,
практическа
27.11 – 01.12
я работа;
Устный
опрос,
практическа
04.12 – 08.12
я работа;
Устный
опрос,
практическа
11.12 – 15.12
я работа;
Устный
опрос,
практическа
18.12 – 22.12
я работа;
Устный
опрос,
практическа
25.12 – 29.12
я работа;
Устный
опрос,
практическа
08.01 – 12.01
я работа;
Устный
опрос,
15.01 – 19.01 практическа
я работа;
Устный
опрос,
22.01 – 26.01 практическа
я работа;

18.

Храмы России

1

0

0,5

18 неделя

19.

Икона

1

0

0,5

19 неделя

Устный
опрос,
практическа
29.01 – 02.02
я работа;

22

20. Церковнославянский язык

1

0

0,5

20 неделя

21. Православная молитва

1

0

0,5

21 неделя

22. Церковь

1

0

0,5

22 неделя

23. Причастие

1

0

0,5

23 неделя

24. Покаяние

1

0

0,5

24 неделя

25. Подвиг

1

0

0,5

25 неделя

26.

1

0

0,5

26 неделя

27. Родители и дети

1

0

0,5

27 неделя

28. Монашество

1

0

0,5

28 неделя

29. Труд и творчество

1

0

0,5

29 неделя

30. Любовь – вершина добродетелей 1

0

0,5

30 неделя

Брак

Устный
опрос,
практическа
05.02 – 09.02
я работа;
Устный
опрос,
практическа
12.02 – 16.02
я работа;
Устный
опрос,
практическа
26.02 – 01.03
я работа;
Устный
опрос,
практическа
04.03 – 07.03
я работа;
Устный
опрос,
практическа
11.03 – 15.03
я работа;
Устный
опрос,
практическа
18.03 – 22.03
я работа;
Устный
опрос,
25.03 – 29.03 практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
08.04 – 12.04
я работа;
Устный
опрос,
практическа
15.04 – 19.04
я работа;
Устный
опрос,
практическа
22.04 – 26.04
я работа;
Устный
опрос,
практическа
29.04 – 08.05
я работа;

23

31. Суд Божий и суд человеческий

1

0

0,5

31 неделя

Устный
опрос,
практическа
13.05 – 17.05
я работа;

32. Отечество земное и небесное

1

0

0,5

32 неделя

33. Выступление учащихся со
своими творческими работами

1

0

0,5

33 неделя

34. Презентация творческих
проектов

1

0

0,5

34 неделя

Устный
опрос,
практическа
20.05 – 24.05
я работа;
Устный
опрос,
27.05 – 31.05 практическ
ая работа;

03.06-07.06

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

Самооценк
ас
использова
нием«Оцен
очного
листа»;

16

Материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение
образовательного процесса УМК для учителя: Васильева О.Ю. основы
религиозных культур и светской этики: основы православной культуры:
учебник для 4 класса М., 2023.
Электронное приложение к учебнику - Васильева О.Ю. основы религиозных
культур и светской этики: основы православной культуры: учебник для 4
класса М., 2023.
Для реализации электронного обучения с применением ЭО и ДОТ
используется следующие ресурсы:
1. Портал дистанционного обучения (http://do2.rcokoit.ru). Интерактивные
курсы по основным предметам школьной программы;
24

2. Учи.ру. Интерактивные курсы по основным предметам 1-4 классов;
3. Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и
тренажеры по всем учебным предметам;
5. Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видеоуроков по
школьной программе;
6. Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры;
7.
Электронные
(https://media.prosv.ru/);

учебники

издательства

“Просвещение”

Технические средства обучения:
1. Аудиоколонки.
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.

25

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».