Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП по родной(русской) литературе 5 - 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской
области
Администрация Сосьвинского городского округа
МБОУ СОШ с. Кошай

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

Зам.директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ СОШ
________________________ ________________________ с.Кошай
Фот.О.Н
Ярусова.А.С ________________________
Приказ № от «01» 09 2023 Приказ № от «01» 09 2023
Мифтахутдинова.Г.И
г.
г.
Приказ № от «01» 09 2023
г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная литература (русская)»
для обучающихся 6-9 классов

С.Кошай
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией Федерального
закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г.
№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная
литература», входящему в образовательную область «Родной
язык и родная литература», а также Примерной программы
воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от
9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур
мира, предоставляет широкие возможности для отражения
эстетически ценной художественной модели мира и духовного
познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие
образцы русской литературы обладают высокой степенью
эмоционального воздействия на внутренний мир школьников,
способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и
культурно-историческому опыту человечества, поэтому в
поликультурной языковой среде русская литература должна
изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и
культуре народов Российской Федерации и мира, формирования
культуры межнационального общения.
2

Как часть предметной области «Родной язык и родная
литература» учебный предмет «Родная литература (русская)»
тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение
предмета
«Родная
литература
(русская)»
способствует
обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры,
коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем
учебный предмет «Родная литература (русская)» имеет
специфические особенности, отличающие его от учебного
предмета «Литература», входящего в предметную область
«Русский язык и литература».
Специфика курса родной русской литературы обусловлена:
а) отбором произведений русской литературы, в которых
наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
б) более подробным освещением историко-культурного фона
эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней.
Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет
права тех школьников, которые изучают иные родные языки и
родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на
изучение данного предмета, не может рассматриваться как
время для углублённого изучения основного курса литерату ры, входящего в предметную область «Русский язык и лите ратура».
Содержание программы по родной русской литературе не
включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный
кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут
быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.
В содержании курса родной русской литературы в программе
выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):
«Россия — родина моя»;
«Русские традиции»;
3

«Русский характер — русская душа».

Каждая содержательная линия предусматривает вариативный
компонент содержания курса родной русской литературы,
разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления
национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов
России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и
литературе народов России и др.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)»
для 5—9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического
принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной
литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности.
Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в
соответствии с выделенными сквозными линиями (например:
родные просторы — русский лес — берёза). Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные
подтемы, связанные с национально-культурной спецификой
русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.).
В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова,
которые позволяют на различном литературно-художественном
материале показать, как важные для национального сознания
понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших дней
(например: сила духа, доброта, милосердие).
В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства — живописи, музыки,
кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними
(диалог искусств в русской культуре).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)»
4

ориентирована на сопровождение и поддержку учебного
предмета «Литература», входящего в образовательную область
«Русский язык и литература». Цели курса родной русской ли тературы в рамках предметной области «Родной язык и родная
литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно
обеспечить достижение следующих целей:
- воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным
самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
- формирование познавательного интереса к родной русской
литературе, воспитание ценностного отношения к ней как
хранителю историко-культурного опыта русского народа,
включение обучающегося в культурно-языковое поле своего
народа и приобщение к его культурному наследию;
- осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
- развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих
способностей, необходимых для успешной социализации и
самореализации личности в многонациональном российском
государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен
на решение следующих задач:
- приобщение к литературному наследию русского народа в
контексте единого исторического и культурного пространства
России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
- осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных,
эстетических ценностей;
- выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного
отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
- получение знаний о родной русской литературе как о разви5

вающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в
родной русской литературе; создание устных и письменных
высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу
прочитанного;
- формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
- накопление опыта планирования собственного досугового
чтения, определения и обоснования собственных читательских
предпочтений произведений родной русской литературы;
- формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
- развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и
др.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На обязательное изучение предмета «Родная литература
(русская)» на этапе основного общего образования отводится
110,5 часа. В 6-8 классах выделяется по 34 часа в год (из расчёта
1 учебный час в неделю), в 9 классе – 0,25 ч в неделю.
На изучение инвариантной части программы по родной русской литературе отводится 135 учебных часов. Резерв учебного
времени, составляющий 35 учебных часов (или 20 %), отводится
на вариативную часть программы, которая предусматривает
изучение произведений, отобранных составителями рабочих
программ для реализации регионального компонента содержания литературного образования, учитывающего в том числе
национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации.

6

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(РУССКАЯ)»
6 КЛАСС
Раздел 1. Россия — Родина моя
Преданья старины глубокой
Богатыри и богатырство
Былины (одна былина по выбору). Например: «Илья Муромец и
Святогор».
Былинные сюжеты и герои в русской литературе
Стихотворения (не менее одного). Например: И. А. Бунин
«Святогор и Илья».
М. М. Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской
Русский Север
С. Г. Писахов. «Ледяна колокольня» (не менее одной главы по
выбору, например: «Морожены песни»).
Б. В. Шергин. «Поморские были и сказания» (не менее двух глав
по выбору, например: «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин»).
Родные просторы
Зима в русской поэзии
Стихотворения (не менее двух). Например: И. С. Никитин
«Встреча Зимы», А. А. Блок «Снег да снег. Всю избу занесло…», Н. М. Рубцов «Первый снег» и др.
По мотивам русских сказок о зиме
Е. Л. Шварц. «Два брата».
Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира
Масленица
Стихотворения (не менее двух). Например: М. Ю. Лермонтов
«Посреди небесных тел…», А. Д. Дементьев «Прощёное воскресенье» и др.
А. П. Чехов. «Блины».
Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома
Всюду родимую Русь узнаю
Стихотворения (не менее одного). Например: В. А. Рождественский «Русская природа» и др.
7

К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина
Оборона Севастополя
Стихотворения (не менее трех). Например: А. Н. Апухтин
«Солдатская песня о Севастополе», А. А. Фет «Севастопольское
братское кладбище», Рюрик Ивнев «Севастополь» и др.
Загадки русской души
Чудеса нужно делать своими руками
Стихотворения (не менее одного). Например: Ф. И. Тютчев
«Чему бы жизнь нас ни учила…» и др. Н. С.
Лесков. «Неразменный рубль». В. П. Астафьев.
«Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках
Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним
познакомился», «Кирпичные острова»).
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (один фрагмент
по выбору).
Лишь слову жизнь дана
На русском дышим языке
Стихотворения (не менее двух). Например: К. Д. Бальмонт
«Русский язык», Ю. П. Мориц «Язык обид — язык не русский…» и др.
7 КЛАСС
Раздел 1. Россия — Родина моя
Преданья старины глубокой
Русские народные песни
Исторические и лирические песни (не менее двух). Напри- мер:
«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры
буйные…» и др.
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).
Стихотворения (не менее двух). Например: И. З. Суриков
«Я ли в поле да не травушка была…», А. К. Толстой «Моя душа
летит приветом…» и др.
Города земли русской
Сибирский край
8

В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (одна глава по выбору,
например «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы
Русское поле
Стихотворения (не менее двух). Например: И. С. Никитин
«Поле», И. А. Гофф «Русское поле» и др.
Д. В. Григорович. «Пахарь» (не менее одной главы по выбору).
Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира
Пасха
Стихотворения (не менее двух). Например: К. Д. Бальмонт
«Благовещенье в Москве», А. С. Хомяков «Кремлевская заутреня на Пасху», А. А. Фет «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
А. П. Чехов. «Казак».
Тепло родного дома
Русские мастера
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони» (не менее двух миниатюр по
выбору).
Ф. А. Абрамов. «Дом» (один фрагмент по выбору).
Стихотворения (не менее одного). Например: Р. И. Рождественский «О мастерах» и др.
Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина
На Первой мировой войне
Стихотворения (не менее двух). Например: С. М. Городецкий
«Воздушный витязь», Н. С. Гумилёв «Наступление», «Война» и
др.
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души
Долюшка женская
Стихотворения (не менее двух). Например: Ф. И. Тютчев
«Русской женщине», Н. А. Некрасов «Внимая ужасам войны…»,
Ю. В. Друнина «И откуда вдруг берутся силы…», В. М.
Тушнова «Вот говорят: Россия…» и др.
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».
О ваших ровесниках
Взрослые детские проблемы
А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (не менее двух глав по
9

выбору, например, «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про
личную жизнь»).
Лишь слову жизнь дана
Такого языка на свете не бывало
Стихотворения (не менее одного). Например: Вс.
ственский «В родной поэзии совсем не старовер…» и др.

Рожде-

8 КЛАСС
Раздел 1. Россия — Родина моя
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин
Стихотворения (не менее одного). Например: С. Н. Марков
«Сусанин», О. А. Ильина «Во время грозного и злого поединка…» и др.
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (не менее двух глав по
выбору).
Города земли русской
По Золотому кольцу
Стихотворения (не менее трёх). Например: Ф. К. Сологуб
«Сквозь туман едва заметный…», М. А. Кузмин «Я знаю вас не
понаслышке…», И. И. Кобзев «Поездка в Суздаль», В. А. Степанов «Золотое кольцо» и др.
Родные просторы
Волга — русская река
Русские народные песни о Волге (одна по выбору). Например: «Уж
ты, Волга-река, Волга-матушка!..», «Вниз по матушке по
Волге…» и др.
Стихотворения (не менее двух). Например: Н. А. Некрасов
«Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»), В. С. Высоцкий «Песня о Волге» и др.
В. В. Розанов. «Русский Нил» (один фрагмент по выбору).
Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира
Троица
Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бунин
«Троица», С. А. Есенин «Троицыно утро, утренний канон…», Н.
И. Рыленков «Возможно ль высказать без слов…» и др.
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
10

Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (две главы по выбору).
Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина
Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (не менее двух глав по выбору).
Загадки русской души
Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках
Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (не менее одной главы по
выбору).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (не менее одной главы по
выбору)
Лишь слову жизнь дана
Язык поэзии
Стихотворения (не менее одного). Например: И. Ф. Анненский
«Третий мучительный сонет» и др.
Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
9 КЛАСС
Раздел 1. Россия — Родина моя
Преданья старины глубокой
Гроза двенадцатого года
Русские народные песни об Отечественной войне 1812 года (не менее
одной). Например: «Как не две тученьки не две грозныя…»
Стихотворения (не менее двух). Например: В. А. Жуковский
«Певец во стане русских воинов» (в сокращении), А. С. Пушкин «Полководец», «Бородинская годовщина», М. И. Цветаева
«Генералам двенадцатого года» и др.
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (один фрагмент по
выбору).
Города земли русской
Петербург в русской литературе
Стихотворения (не менее трёх). Например: А. С. Пушкин
«Город пышный, город бедный…», О. Э. Мандельштам «Петербургские строфы», А. А. Ахматова «Стихи о Петербурге»
(«Вновь Исакий в облаченьи…»), Д. С. Самойлов «Над Невой»
(«Весь город в плавных разворотах…») и др.
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (одна глава по
11

выбору, например, «Фонарики-сударики»).
Родные просторы
Степь раздольная
Русские народные песни о степи (одна по выбору). Например: «Уж
ты, степь ли моя, степь Моздокская…», «Ах ты, степь широкая…» и
др.
Стихотворения (не менее двух). Например: П. А. Вяземский
«Степь», И. З. Суриков «В степи» и др.
А. П. Чехов. «Степь» (один фрагмент по выбору).
Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира
Августовские Спасы
Стихотворения (не менее трёх). Например: К. Д. Бальмонт
«Первый спас», Б. А. Ахмадулина «Ночь упаданья яблок»,
Е. А. Евтушенко «Само упало яблоко с небес…» и др.
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (две главы по выбору).
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести
«Последний поклон»).
Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина
Великая Отечественная война
Стихотворения (не менее двух). Например: Н. П. Майоров
«Мы», М. В. Кульчицкий «Мечтатель, фантазёр, лентяй -завистник!..» и др.
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души
Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках
Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (не менее одного фрагмента по
выбору).
Лишь слову жизнь дана
«Припадаю к великой реке…»
Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бродский
12

«Мой народ», С. А. Каргашин «Я — русский! Спасибо, Господи!..» и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в
основной школе направлено на достижение обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по
предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения, и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по
предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного
общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего
образования, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в
13

школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитар-

ной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в
ней);
патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков,
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной
культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда
для физического и психического здоровья; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
14

природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других,
умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права
на ошибку и такого же права другого человека;
трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, образовательной организации, реализующей
программы основного общего образования, города, края)
технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности
обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение
к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор
и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей;
экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной среды; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной
и
социальной средой; овладение языковой и читательской
культурой как средством познания мира; овладение основными
навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совер15

шенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природ ной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать
идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию,
оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
16

Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений
и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных
связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации,
полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования,
владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в но вых условиях и контекстах.
17

Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представле ния информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями.
Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных
текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры; понимать намерения других, проявлять уважи тельное отношение к собеседнику и в корректной форме фор мулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказы вать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие
и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность: понимать и использовать
преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности,
18

коллективно строить действия по её достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять
свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами
команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою
часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими
членами команды; оценивать качество своего вклада в общий
продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение
универсальными
учебными
регулятивными
действиями.
Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в
жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных
подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения
в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять
алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений; составлять план действий (план реализации
намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации
и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать
план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности,
которые могут возникнуть при решении учебной задачи,
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять
причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное
в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на
основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать
соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять
собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и
19

анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого
человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других: осознанно относиться к другому
человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое
же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения примерной программы по
учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы
для своего дальнейшего развития; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира
и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, особого способа познания жизни;
3) обеспечение
культурной самоидентификации, осознание
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на
основе изучения выдающихся произведений культуры своего
народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё
мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать
своё досуговое чтение;
5) развитие
способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа
текста на основе понимания принципиальных
отличий
литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического;
формирование
умений
воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмыс 20

ления.

Предметные результаты по классам
5 класс:
- выделять проблематику русских народных и литературных
сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте
диалога культур с другими народами России; осознавать
ключевые для русского национального сознания культурные и
нравственные смыслы в произведениях о Москве как столице
России и о русском лесе;
- иметь начальные представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; о русских национальных традициях в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;
- иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о
защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной
речи;
- владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и
литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других
искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения;
- иметь начальные представления о проектно-исследовательской деятельности, оформлении и предъявлении её результатов, владеть элементарными умениями работы с разными
источниками информации.
6 класс:
- выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи
между ними на уровне тематики, проблематики, образов;
осознавать ключевые для русского национального сознания
21

культурные и нравственные смыслы в произведениях о русском севере и русской зиме;
- иметь представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России, о русских национальных традициях в произведениях о русской масленице, о
родном крае и русском доме;
- иметь начальное понятие о русском национальном характере,
его парадоксах и загадках русской души в произведениях о
защите Родины в Крымской войне 1853—1856 годов, об
оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского
человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;
- владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и
литературного текста на основе наводящих вопросов или по
предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего
характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического
текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;
- владеть начальными навыками осуществления самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и простейшими способами её обработки и презентации.
7 класс:
- выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие
русских народных песен (исторических и лирических),
выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале
русского народа; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в
произведениях о сибирском крае и русском поле;
- иметь устойчивые представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России;
русских национальных традициях в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;
- иметь понятие о русском национальном характере, истоках
русского патриотизма и героизма в произведениях о защите

22

Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;
- владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и
литературного текста по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора читателю,
современнику и потомку; создавать историко-культурные
комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев,
ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;
- владеть умениями самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления её результатов, навыками
работы с разными источниками информации и основными
способами её обработки и презентации.
8 класс:
- выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие
произведений о легендарных героях земли Русской для
развития представлений о нравственных идеалах русского
народа; осознавать ключевые для русского национального
сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях
о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;
- иметь устойчивые представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России;
русских национальных традициях в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;
- иметь понятие о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской
поэзии;
- владеть умением давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста и воспринимать художественный текст как послание
автора читателю, современнику и потомку; создавать развёрнутые историко-культурные комментарии и собственные
тексты интерпретирующего характера в формате анализа
эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведе23

ниями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;
- владеть умениями самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления её результатов, навыками
работы с разными источниками информации и основными
способами её обработки и презентации.
9 класс:
- выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие
произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне
1812 года для развития представлений о нравственных идеалах
русского
народа;
осознавать
ключевые
для
русского
национального сознания культурные и нравственные смыслы в
произведениях об образе Петербурга и российской степи в
русской литературе;
- понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую
ценность русской литературы и культуры в контексте культур
народов России; осознавать роль русских национальных
традиций в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;
- осмысливать характерные черты русского национального характера в произведениях о Великой Отечественной войне, о
судьбах русских эмигрантов в литературе русского зарубежья;
выделять нравственные проблемы в книгах о прощании с
детством;
- осознанно воспринимать художественное произведение в
единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный
смысловой и идейно-эстетический анализ художественного
текста; создавать развёрнутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в
различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и их воплощение в других искусствах; самостоятельно формировать круг внеклассного
чтения, определяя для себя актуальную и перспективную
цели чтения художественной литературы;
- осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую
деятельность и оформлять её результаты, владеть навыками
работы с разными источниками информации и различными
способами её обработки и презентации.

24

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
6 класс. (34ч)
№
Наименование разделов и тем
п/п
программы.

1

2
3
4

5

6

7

8

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Богатыри и богатырство
Былины (одна былина по
выбору).
«Илья Муромец и Святогор».
Былинные сюжеты и герои в
русской литературе
Стихотворения (не менее одного).
И. А. Бунин «Святогор и Илья».
М. М. Пришвин. «Певец былин»
Русский Север
С. Г. Писахов. «Ледяна колокольня» (не менее одной главы по
выбору, «Морожены песни»).
Б. В. Шергин. «Поморские были и
сказания» (не менее двух глав по
выбору, например:
«Детство в Архангельске»,
«Миша Ласкин»)
Б. В. Шергин. «Поморские были и
сказания» (не менее двух глав по
выбору, например:
«Детство в Архангельске»,
«Миша Ласкин»)
Зима в русской поэзии
Стихотворения (не менее двух). И. С.
Никитин
«Встреча Зимы», А. А. Блок
«Снег да снег. Всю избу занесло…»,
Н. М. Рубцов «Первый снег» и др.
По мотивам русских сказок о
зиме

Кол.
часов
всего

К/раб.

Практ.
раб.

1

1
1
1

1

1

1

2

25

Е. Л. Шварц. «Два брата»

9

10
11
12
13

14

Итого по разделу:
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Масленица
Стихотворения (не менее двух).
Например: М. Ю. Лермонтов
«Посреди небесных тел…», А.
Д. Дементьев «Прощёное
воскресенье» и др.
А. П. Чехов. «Блины».
Тэффи. «Блины»
Тэффи. «Блины»
Всюду родимую Русь узнаю
Стихотворения (не менее одного).
Например:
В. А. Рождественский
«Русская природа» и др.
К. Г. Паустовский.
«Заботливый цветок».

9
1

2
1
1
1

1

15
16

Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером»
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером»
Итого по разделу:
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР —
РУССКАЯ ДУША

1
1
9

17

Оборона Севастополя.
Стихотворения: А.Н.Апухтин
«Солдатская песня о
Севастополе»

2

18

А. А. Фет «Севастопольское
братское кладбище»,
Рюрик Ивнев «Севастополь»
Чудеса нужно делать своими руками.
Стихотворения. Ф.И.Тютчев «Чему бы
жизнь нас не учила»

2

19
20

21
22
23

Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной»
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной»

2
2

2
1
1
26

24

25
26

27

№
п/п

1

2

3

4

5

Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова»
(рассказы
«Как я с ним познакомился»,
«Кирпичные острова»).
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день
каникул» (один фрагмент по выбору)
На русском дышим языке
Стихотворения (не менее двух).
Например: К. Д. Бальмонт
«Русский язык»,
Ю. П. Мориц «Язык обид — язык не
русский…» и др.
Итоговая контрольная работа
Итого по разделу:
Общее количество часов по
программе:
7 класс. (34 ч.)
Наименование разделов и тем
программы.
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Русские народные песни:
исторические и лирические
песни (не менее двух). Например: «На заре то было, братцы,
на утренней…», «Ах вы, ветры,
ветры буйные…» и др
Фольклорные сюжеты и
мотивы в русской литературе
А. С. Пушкин. «Песни
о Стеньке Разине» (песня 1).
Стихотворения (не менее двух).
Например: И. З. Суриков «Я ли
в поле да не травушка была…»,
А. К. Толстой «Моя душа летит
приветом…» и др.
Сибирский край по выбору,
например,
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…»
(одна глава по выбору, «Тобольск»
А. И. Солженицын.
«Колокол Углича»

1

1
1

1
16
34

1

Кол.
часов
всего

К/раб.

Практ.
раб.

1

1

1

2

2
27

6

Русское поле
Стихотворения (не менее двух).
Например: И. С. Никитин «Поле»

1

7

И. А. Гофф «Русское поле»

1

8

Д. В. Григорович. «Пахарь»
(не менее одной главы по
выбору)
Итого по разделу:

2

9

10

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Пасха
Стихотворения (не менее двух).
Например:

11
1

К. Д. Бальмонт «Благовещенье в
Москве»
2
А. С. Хомяков «Кремлёвская
заутреня на Пасху»

11

А. А. Фет «Христос Воскресе!»
(П.
П. Боткину).

2

12

А. П. Чехов. «Казак»
Русские мастера
В. А. Солоухин. «Камешки на
ладони» (не менее двух
миниатюр по выбору).
Ф. А. Абрамов. «Дом»
(один фрагмент по выбору).
Стихотворения
(не менее одного). Например: Р.
И.

2

13

14
15

Рождественский «О мастерах» и
др.
Итого по разделу:

1

2
1

11

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР —
РУССКАЯ ДУША
16

На Первой мировой войне
Стихотворения (не менее двух).
Например: С. М. Городецкий
«Воздушный витязь»,

1

17

Н. С. Гумилёв «Наступление»,

2
28

«Война» и др.
18
19

20

21
22
23

24

25

№
п/п

1

М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза»
Долюшка женская Стихотворения
(не менее двух). Например: Ф. И.
Тютчев
«Русской женщине», Н.
А. Некрасов
«Внимая ужасам войны…»,
Ю. В. Друнина
«И откуда вдруг берутся
силы…», В. М. Тушнова
«Вот говорят: Россия…» и др.

2
1

Ф. А. Абрамов. «Золотые руки»
Взрослые детские проблемы А.
С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная
рыбка» (не менее двух глав
по выбору, например,
«Изумрудная рыбка»,
«Ах, миледи!», «Про личную
жизнь»)
Такого языка на свете не
бывало Стихотворения (не
менее одного). Например:
Вс. Рождественский «В родной
поэзии совсем не старовер…».
Итоговая контрольная работа
Итого по разделу:
Общее количество часов по
программе:

1
1

8 класс (34ч.)
Наименование разделов и тем
программы.

1

1

1

1
12
34

1

Кол.
часов
всего

К/раб.

Практ.
раб.

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
1
Легендарный герой земли
русской Иван Сусанин
Стихотворения (не менее
29

одного). Например:
С. Н. Марков «Сусанин»,
2

3
4

4
5

6
7
8
9

10

11

О. А. Ильина «Во время
грозного и злого поединка…»
и др.

1

П. Н. Полевой. «Избранник Божий»
(не менее двух глав по выбору
По Золотому кольцу
Стихотворения (не менее трёх).
Например: Ф. К. Сологуб
«Сквозь туман едва
заметный…», М. А. Кузмин
«Я знаю вас не понаслышке…»,
И. И. Кобзев «Поездка в
Суздаль»,
В. А. Степанов
«Золотое кольцо» и др.
Волга — русская река Русские
народные песни о Волге (одна
по выбору). Например: «Уж
ты, Волга-река, Волгаматушка!..», «Вниз по
матушке по Волге…»
Стихотворения (не менее двух).
Например: Н. А. Некрасов
«Люблю я краткой той поры…»

1

«Люблю я краткой той поры…»
из поэмы «Горе старого

1

из поэмы «Горе старого Наума»
В. С. Высоцкий
«Песня о Волге» и др.
В. В. Розанов. «Русский Нил»
(один фрагмент по выбору)
Итого по разделу:
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Троица
Стихотворения (не менее двух).
Например:
И. А. Бунин «Троица»,
С. А. Есенин «Троицыно утро,
утренний канон…»,
Н. И. Рыленков «Возможно ль
высказать без слов…» и др.

1

1
1

1

1
2
11
2

2
30

12
13
14

15

16
17
18

19

20
21

№
п/п

1

И. А. Новиков. «Троицкая кукушка»
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки»
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!»
(главы по выбору)
Итого по разделу:
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР —
РУССКАЯ ДУША
Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (не
менее двух глав по выбору)
Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей»
Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была
война» (не менее одной главы по
выбору).

2
3

Г. Н. Щербакова. «Вам и не
снилось» (не менее

2

2
11

2

2
2
2

одной главы по выбору)
Язык поэзии. Стихотворения 1
И. Ф. Анненский «Третий
мучительный сонет» и др.
Дон Аминадо. «Наука стихосложения»
1
Итоговая контрольная работа
Итого по разделу:
12
Общее количество часов по
34
программе:

1

9 класс (8,5ч)
Наименование разделов и тем
программы.

К/раб.

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Гроза двенадцатого года
Русские народные песни об
Отечественной войне 1812 года
Как не две тученьки не две
грозныя…»
В. А. Жуковский «Певец во
стане русских воинов», А. С.

Кол.
часов
всего

Практ.
раб.

1

31

Пушкин «Полководец»,
2

3

И.И. Лажечников «Новобранец»
Петербург в русской
литературе
Стихотворения (не менее трёх).
Например: А. С. Пушкин
«Город пышный, город бедный…», О. Э. Мандельштам
«Петербургские строфы»,
А. А. Ахматова «Стихи
о Петербурге» («Вновь Исакий
в облаченьи…»), Д. С.
Самойлов
«Над Невой» («Весь город
в плавных разворотах…») и др.
Л. В. Успенский. «Записки
старого петербуржца» (одна
глава по выбору, например,
«Фонарики-сударики»)
Степь раздольная Русские
народные песни о степи (одна
по выбору).
Например: «Уж ты, степь ли
моя, степь Моздокская…»,
«Ах ты, степь широкая…»
«Степь», И. З. Суриков
«В степи» и др.
А. П. Чехов. «Степь» (один
П.А.Вяземский «Степь»
Итого по разделу:

1

1

3

Раздел 2. Русские традиции.
4

5

Августовские Спасы
Стихотворения (не менее трёх).
Например: К. Д. Бальмонт
«Первый спас»,
Б. А. Ахмадулина
«Ночь упаданья яблок»,
Е. А. Евтушенко «Само упало
яблоко с небес…» и др.
Е. И. Носов. «Яблочный спас»
В. П. Астафьев. «Далёкая и
близкая сказка» (рассказ из

1

1

32

6

7

8

9

повести «Последний поклон»),
родительский дом А.П.Платонов.
«На заре туманной
юности» две главы.
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР —
РУССКАЯ ДУША
Великая Отечественная война
Стихотворения (не менее двух).
Например: Н. П. Майоров
«Мы», М. В. Кульчицкий
«Мечтатель, фантазёр, лентяйзавистник!..» и др. Ю. М. Нагибин.
«Ваганов». Е. И. Носов.
«Переправа»
Судьбы русских эмигрантов Б.
К. Зайцев. «Лёгкое бремя». А. Т.
Аверченко. «Русское искусство»
Прощание с детством Ю.И.Коваль
«От Красных ворот» один
фрагмент.
«Припадаю к великой реке»
Стихотворения
И.А.Бродский «Мой народ»,
С.А.Каргашин
«Я – русский! Спасибо,
Господи!»
Итоговая контрольная работа
Итого по разделу:
Общее количество часов по
программе:

1

1

1

0,5
3,5

8,5

33

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
6 класс.
№п/п

Тема урока.

Количество
часов
всего

1

Раздел 1. РОССИЯ —
РОДИНА МОЯ
Богатыри и богатырство
Былины (одна
былина по выбору).
«Илья Муромец и
Святогор». Былинные
сюжеты и герои в
русской литературе
Стихотворения (не
менее одного).
И. А. Бунин «Святогор и
Илья».
М. М. Пришвин. «Певец
былин»
Русский Север
С. Г. Писахов. «Ледяна
коло- кольня» (не менее
одной главы по выбору,
«Морожены песни»).
Б. В. Шергин.
«Поморские были и
сказания» (не менее
двух глав по выбору,
например:
«Детство в
Архангельске»,
«Миша Ласкин»)
Б. В. Шергин.
«Поморские были и
сказания» (не менее
двух глав по выбору,

1

2

3
4

5

6

Контрольные Дата
работы
изучения

1

1
1

1

1

34

7

8

9

10

например:
«Детство в
Архангельске»,
«Миша Ласкин»)
Зима в русской поэзии
Стихотворения (не менее
двух). И. С. Никитин
«Встреча Зимы», А. А.
Блок
«Снег да снег. Всю избу
1занесло…», Н. М.
Рубцов «Первый снег» и
др.
По мотивам русских
сказок о зиме
Е. Л. Шварц. «Два брата»
По мотивам русских
сказок о зиме
Е. Л. Шварц. «Два брата»
Раздел 2. РУССКИЕ
ТРАДИЦИИ
Масленица
Стихотворения (не менее
двух). Например: М. Ю.
Лермонтов
«Посреди небесных
тел…», А. Д.
Дементьев «Прощёное
воскресенье» и др.

1

1

1

1

11

А. П. Чехов. «Блины».

1

12

А. П. Чехов. «Блины».

1

13
14
15

Тэффи. «Блины»
Тэффи. «Блины»
Всюду родимую Русь
узнаю Стихотворения (не
менее одного). Например:
В. А. Рождественский
«Русская природа» и др.

1
1
1

35

16

К. Г. Паустовский.
«Заботливый цветок».

1

17

Ю. В. Бондарев. «Поздним
вечером»
Ю. В. Бондарев. «Поздним
вечером»
Раздел 3. РУССКИЙ
ХАРАКТЕР — РУССКАЯ
ДУША

1

18

1

19

Оборона Севастополя.
Стихотворения:
А.Н.Апухтин
«Солдатская песня о
Севастополе»

1

20

Оборона Севастополя.
Стихотворения:
А.Н.Апухтин
«Солдатская песня о
Севастополе»

1

21

А. А. Фет
«Севастопольское
братское кладбище»,

1

22

А. А. Фет
«Севастопольское
братское кладбище»,

1

23
24

Рюрик Ивнев
«Севастополь»
Рюрик Ивнев
«Севастополь»

1
1

25

Чудеса нужно делать своими
руками.
Стихотворения. Ф.И.Тютчев
«Чему бы жизнь нас не
учила»

1

26

Чудеса нужно делать своими
руками.
Стихотворения. Ф.И.Тютчев
«Чему бы жизнь нас не
учила»

1

27
28

Н. С. Лесков. «Неразменный
рубль».
Н. С. Лесков. «Неразменный
рубль».

1
1
36

29
30
31

32

33

34

В. П. Астафьев. «Бабушка с
малиной»
В. П. Астафьев. «Бабушка с
малиной»
Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные
острова» (рассказы
«Как я с ним
познакомился»,
«Кирпичные острова»).
Е. С. Велтистов. «Миллион и
один день каникул» (один
фрагмент по выбору)
На русском дышим
языке Стихотворения (не
менее двух). Например: К.
Д. Бальмонт
«Русский язык»,
Ю. П. Мориц «Язык обид
— язык не русский…» и
др.
Контрольная работа

7 класс. (34 ч)
№п/п

1

2

Тема урока.

Раздел 1. РОССИЯ —
РОДИНА МОЯ
Русские народные
песни: исторические и
лирические песни (не
менее двух). Например: «На заре то было,
братцы, на
утренней…», «Ах вы,
ветры, ветры
буйные…» и др
Фольклорные сюжеты
и мотивы в русской
литературе
А. С. Пушкин. «Песни
о Стеньке Разине»

1
1
1

1

1

1
34ч

1

Количество
часов
всего

Контрольные
работы

Дата
изучения

1

1

37

3

4

5

6
7
8

9
10

11

12

13

(песня 1).
Стихотворения (не менее
двух).
Например: И. З.
Суриков «Я ли в поле
да не травушка была…»,
А. К. Толстой «Моя
душа летит
приветом…» и др.
Сибирский край по
выбору, например,
В. Г. Распутин. «Сибирь,
Сибирь…» (одна глава по
выбору, «Тобольск»
Сибирский край по
выбору, например,
В. Г. Распутин. «Сибирь,
Сибирь…» (одна глава по
выбору, «Тобольск»
А. И. Солженицын.
«Колокол Углича»
А. И. Солженицын.
«Колокол Углича»
Русское поле
Стихотворения (не менее
двух). Например: И. С.
Никитин «Поле»
И. А. Гофф «Русское
поле»

1

1

1

1
1
1

1

Д. В. Григорович. «Пахарь» 1
(не менее одной главы по
выбору)
Д. В. Григорович. «Пахарь» 1
(не менее одной главы по
выбору
Раздел 2. РУССКИЕ
ТРАДИЦИИ
1
Пасха
Стихотворения (не менее
двух). Например:
К. Д. Бальмонт
«Благовещенье в
Москве»
А. С. Хомяков
«Кремлёвская
заутреня на Пасху»

1

38

14

А. С. Хомяков
«Кремлёвская
заутреня на Пасху»

1

15

А. А. Фет «Христос
Воскресе!» (П.

1

16

П. Боткину).
А. А. Фет «Христос
Воскресе!» (П.

1

17
18
19

20
21

22

П. Боткину).
А. П. Чехов. «Казак»
А. П. Чехов. «Казак»
Русские мастера
В. А. Солоухин.
«Камешки на ладони»
(не менее двух
миниатюр по
выбору).
Ф. А. Абрамов. «Дом»
(один фрагмент по
выбору).
Ф. А. Абрамов. «Дом»
(один фрагмент по
выбору).
Стихотворения
(не менее одного).
Например: Р. И.

1
1
1

1
1

1

Рождественский «О
мастерах» и др.
Раздел 3. РУССКИЙ
ХАРАКТЕР —
РУССКАЯ ДУША
23

1
На Первой мировой
войне Стихотворения (не
менее двух). Например: С.
М. Городецкий
«Воздушный витязь»,

24

Н. С. Гумилёв
«Наступление»,
«Война» и др.

1

39

25

Н. С. Гумилёв
«Наступление»,
«Война» и др.

1

26

М. М. Пришвин. «Голубая
стрекоза»

27

М. М. Пришвин. «Голубая
1
стрекоза»
1
Долюшка женская
Стихотворения (не менее
двух). Например: Ф. И.
Тютчев
«Русской
женщине», Н.
А. Некрасов
«Внимая ужасам
войны…»,
1
Ю. В. Друнина
«И откуда вдруг
берутся силы…», В.
М. Тушнова
«Вот говорят: Россия…»
и др.

28

29

30
31

32

33

Ф. А. Абрамов. «Золотые
руки»
Взрослые детские
проблемы А. С. Игнатова.
«Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин.
«Изумрудная рыбка» (не
менее двух глав
по выбору, например,
«Изумрудная рыбка»,
«Ах, миледи!», «Про
личную жизнь»)
Такого языка на
свете не бывало
Стихотворения (не
менее одного).
Например:

1

1
1

1

1

40

34
8 класс
№п/п

1

2

3

4

5
6

Вс. Рождественский «В
родной поэзии совсем
не старовер…».
Итоговая контрольная
работа

1

1

34
Тема урока.

Раздел 1. РОССИЯ —
РОДИНА МОЯ
Легендарный герой
земли русской Иван
Сусанин Стихотворения
(не менее одного).
Например:
С. Н. Марков
«Сусанин»,

Количество
часов
всего

Контрольные
работы

Дата
изучения

О. А. Ильина «Во
время грозного и
злого поединка…» и
др.
П. Н. Полевой. «Избранник
Божий» (не менее двух
глав по выбору
По Золотому кольцу
Стихотворения (не менее
трёх). Например: Ф. К.
Сологуб «Сквозь
туман едва
заметный…», М. А.
Кузмин
«Я знаю вас не
понаслышке…»,
И. И. Кобзев «Поездка
в Суздаль»,
В. А. Степанов
«Золотое кольцо» и др.
Волга — русская
река Русские народные
песни о Волге (одна
41

7

8

9
10

11

12

по выбору).
Например: «Уж ты,
Волга-река, Волгаматушка!..», «Вниз
по матушке по
Волге…»
Стихотворения (не менее
двух).
Например: Н. А.
Некрасов «Люблю я
краткой той поры…»
«Люблю я краткой той
поры…»
из поэмы «Горе старого
из поэмы «Горе старого
Наума» В. С. Высоцкий
«Песня о Волге» и др.
В. В. Розанов. «Русский
Нил»
(один фрагмент по
выбору)
В. В. Розанов. «Русский
Нил»
(один фрагмент по
выбору)
Раздел 2. РУССКИЕ
ТРАДИЦИИ
Троица
Стихотворения (не менее
двух). Например:
И. А. Бунин «Троица»,
С. А. Есенин
«Троицыно утро,
утренний канон…»,

13

Троица
Стихотворения (не менее
двух). Например:
И. А. Бунин «Троица»,
С. А. Есенин
«Троицыно утро,
утренний канон…»,

14

Н. И. Рыленков
«Возможно ль
высказать без
слов…» и др.
42

15

16
17
18
19
20
21

22

23

24

25

26

27
28

Н. И. Рыленков
«Возможно ль
высказать без
слов…» и др.
И. А. Новиков. «Троицкая
кукушка»
И. А. Новиков. «Троицкая
кукушка»
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки»
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки»
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки»
Т. В. Михеева. «Не
предавай меня!» (главы по
выбору)
Т. В. Михеева. «Не
предавай меня!» (главы по
выбору)
Раздел 3. РУССКИЙ
ХАРАКТЕР — РУССКАЯ
ДУША
Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный
полк» (не менее двух глав
по выбору)
Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный
полк» (не менее двух глав
по выбору)
Сеятель твой и
хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Сеятель твой и
хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс
Ф. М. Достоевский. «Мужик
Марей»
Ф. М. Достоевский. «Мужик
Марей»
43

29

Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра
была война» (не менее
одной
главы
по
выбору).

30

Пора взросления
Б. Л. Васильев
«Завтра была война»
(не менее одной главы
по выбору).

31

Г. Н. Щербакова. «Вам и
не снилось» (не менее

32

Г. Н. Щербакова. «Вам и
не снилось» (не менее

33

34

Язык поэзии.
Стихотворения И. Ф.
Анненский «Третий
мучительный сонет» и
др.
Дон Аминадо. «Наука
стихосложения»
Итоговая контрольная
работа
34

9 класс. (8,5 ч)
№п/п

1

Тема урока.
Раздел 1. РОССИЯ —
РОДИНА МОЯ
Гроза
двенадцатого года
Русские народные песни
об Отечественной войне
1812 года
Как не две тученьки
не две грозныя…»
В. А. Жуковский
«Певец во стане
русских воинов», А.
С. Пушкин

Количество Контрольные Дата
часов
работы
изучения
всего

1

44

«Полководец»,

2

3

И.И. Лажечников
«Новобранец»
1
Петербург в
русской
литературе
Стихотворения (не
менее трёх). А. С.
Пушкин
«Город пышный,
город бед- ный…», О.
Э. Мандельштам
«Петербургские
строфы»,
А. А. Ахматова
«Стихи
о Петербурге»
(«Вновь Исакий в
облаченьи…»), Д. С.
Самойлов
«Над Невой» («Весь
город
в плавных
разворотах…») и др.
Л. В. Успенский.
«Записки старого
петербуржца» (одна
глава по выбору,
например,
«Фонарикисударики»)
Степь
раздольная
Русские народные
песни о степи
(одна по выбору).
Например: «Уж ты,
степь ли моя, степь
Моздокская…»,
«Ах ты, степь
широкая…»
«Степь», И. З.
Суриков
«В степи» и др.
А.П.Чехов «Степь»
П.А.Вяземский

1

45

«Степь».
Раздел 2. Русские
традиции
4

5

6

Августовские Спасы
Стихотворения (не
менее трёх).
Например: К. Д.
Бальмонт
«Первый спас»,
Б. А. Ахмадулина
«Ночь упаданья
яблок»,
Е. А. Евтушенко
«Само упало яблоко с
небес…» и др.
Е. И. Носов.
«Яблочный спас»
В. П. Астафьев.
«Далёкая и близкая
сказка» (рассказ из
повести «Последний
поклон»),
родительский дом
А.П.Платонов. «На
заре туманной
юности» две главы.
Раздел 3. РУССКИЙ
ХАРАКТЕР —
РУССКАЯ ДУША
Великая
Отечественная
война
Стихотворения (не
менее двух).
Например: Н. П.
Майоров
«Мы», М. В.
Кульчицкий
«Мечтатель, фантазёр,
лентяй-завистник!..» и

1

1

1

46

7

8

9

др. Ю. М. Нагибин.
«Ваганов». Е. И. Носов.
«Переправа»
Судьбы русских
эмигрантов Б. К.
Зайцев. «Лёгкое
бремя». А. Т.
Аверченко. «Русское
искусство»
Прощание с детством
Ю.И.Коваль «От
Красных ворот» один
фрагмент.
«Припадаю к
великой реке»
Стихотворения
И.А.Бродский
«Мой народ»,
С.А.Каргашин
«Я – русский!
Спасибо,
Господи!»
Итоговая контрольная
работа

1

1

0,5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИК
Учебник 6-9 кл. Родная русская литература.
Александрова О.М., Аристова М. А., Беляева Н. В., Добротина И.Н.,
Критарова Ж.Н., Мухаметшина Р.Ф.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебник 6-9 кл. Родная русская литература.
Александрова О.М., Аристова М. А., Беляева Н. В., Добротина И.Н.,
Критарова Ж.Н., Мухаметшина Р.Ф.
47

1.История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин.
Дом); Редкол.: Н.И. Пруцков (гл. ред.), А.С. Бушмин, Е.Н. Куприянова, Д.С.
Лихачев, Г.П.
2.Макогоненко, К.Д. Муратова. — Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1980–
1983. Литературная энциклопедия терминов и понятий / ИНИОН РАН; Гл.
ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001.
3.Аристова М.А., Беляева Н.В., Критарова Ж.Н. Учебный предмет «Родная
литература (русская)»: цели, задачи, содержание // Вестник образования
России. 2020. №14. С. 55-63.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://slovari/ru
http://resh.edu.ru
http://infourok.ru
http://nsportal.ru
http://www.gramma.ru
http://www.gramota.ru
http://fipi.ru

48

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».