Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

АРУП коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога 2 класс

1

Пояснительная записка
Программа разработана для обучающегося 2 класса. Данная программа
состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих
занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и
индивидуальных особенностей.
Цель программы: развитие познавательных процессов (памяти,
внимания, восприятия, мышления, речи), ликвидация пробелов в знаниях.
Задачи программы: формирование положительной учебной
мотивации, снятие эмоционального напряжения, развитие памяти, развитие
внимания, развитие восприятия, развитие мышления и речи
Объём программы рассчитан на 32 ч. в год. Всего 60 занятий при
частоте встреч –2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 20-25
минут.
Программа занятий включает следующие основные направления:
•

•
•
•
•
•
•
•

Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа,
сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и
закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема,
переключение, самоконтроль и т.д.);
Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов
запоминания, развитие смысловой памяти);
Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной
координации;
Формирование учебной мотивации;
Ликвидацию пробелов знаний;
Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для
адаптационного периода тревожности;
Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных
способностей.
Основные направления коррекционной работы

•
•
•

1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития:
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
Развитие навыков каллиграфии;
Развитие артикуляционной моторики;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

2
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•

Развитие зрительного восприятия и узнавания;
Развитие зрительной памяти и внимания;
Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет,
форма, величина);
Развитие пространственных представлений и ориентации;
Развитие представлений о времени;
Развитие слухового внимания и памяти;
Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового
анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
Навыков соотнесенного анализа;
Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными
родовыми понятиями);
Умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
Развитие наглядно-образного мышления;
Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать
связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Развитие речи, овладение техникой речи.
6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение
словаря.
7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- анализировать простые закономерности;
- выделять в явлении разные особенности;
- вычленять в предмете разные качества;
- сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным
признакам;

Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 2-ого
класса по развитию познавательных процессов
Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в
большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление
самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие
навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке
самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин
допущенных ошибок,
обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного
задания.

3

Содержание

№
п /п
1

Обсуждение планов на - Вводная беседа.
будущее.

- Психотехнические игры и упражнения на снятие

Постановка целей и задач психоэмоционального напряжения,
на учебный год.

(психогимнастика, «снежный ком», «улыб-ка»,
«нос, пол, потолок», «запрещенное движение»,
«бывает не бывает»).
- Рисование.

2

Развитие концентрации

- Психогимнастика.

внимания.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

мыслительных операций.

- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Да –
нет»).

3

Тренировка внимания

- Психогимнастика.

Совершенствование

- Разминка (вопросы – ответы)

мыслительных опера-

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

ций.

- Динамическая пауза («Животные - растения»,

Развитие аналитичес-ких

«Сосед справа»).

способностей и умения
рассуждать.
4

Тренировка слуховой

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

мыслительных операций.

- Динамическая пауза («Незнайки»,
«Перекличка»).

5

Тренировка зрительной

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

мыслительных операций.

- Динамическая пауза («Саймон сказал»
«Футбол»).

6

Развитие логического

- Психогимнастика.

мышления.

- Разминка (вопросы – ответы).

Дата
проведения

4

Обучение поиску

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

закономерностей.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение»,

Развитие аналитичес-ких

«Четвертый лишний»).

способностей и умения
рассуждать
7

Совершенствование

- Психогимнастика.

воображения.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие наглядно-

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

образного мышления.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что
можно сделать из…»).
- Решение ребусов.

8

Развитие быстроты

- Психогимнастика.

реакции.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Работа в тетради.

мыслительных операций.

- Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и
исполняй»).

9

Развитие концентрации

- Психогимнастика.

внимания.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие пространст-

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

венного восприятия и

- Динамическая пауза («Запрещенное движение»,

сенсомоторной

«Зеркало»).

координации.
10

Тренировка внимания

- Психогимнастика.

Совершенствование

- Разминка (вопросы – ответы).

мыслительных операций.

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

Развитие аналитических

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке»,

способностей и умения

«Закончи слово»).

рассуждать.
11

Тренировка слуховой

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

мыслительных операций.

- Динамическая пауза («Правильно услышим и
покажем, что услышали», «Будь внимателен»).

5

12

13

Тренировка зрительной

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

мыслительных операций.

- Динамическая пауза («Я знаю пять ...», «Муха»).

Развитие логического

- Психогимнастика.

мышления.

- Разминка (вопросы – ответы).

Обучение поиску

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

закономерностей.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке»,

Развитие аналитичес-ких

«Перекличка»).

способностей и умения
рассуждать
14

Совершенствование

- Психогимнастика.

воображения.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие наглядно-

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

образного мышления.

- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Что
можно сделать из…»).
- Решение ребусов.

15

Развитие быстроты

- Психогимнастика.

реакции.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Работа в тетради.

мыслительных операций.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,
«Животные - растения»).

16

Развитие концентрации

- Психогимнастика.

внимания.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие пространст-

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

венного восприятия и

- Динамическая пауза («Запрещенное движение»,

сенсомоторной

«Сосед справа»).

координации.
17

Тренировка внимания

- Психогимнастика.

Тренировка слуховой

- Разминка (вопросы – ответы).

памяти.

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки»).

6

Совершенствование
мыслительных операций.
18

Тренировка зрительной

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

мыслительных операций.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из
чего»).

19

Развитие логического

- Психогимнастика.

мышления.

- Разминка (вопросы – ответы).

Обучение поиску

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

закономерностей.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке»,

Развитие аналитичес-ких

«Да - нет»).

способностей и умения
рассуждать.
20

Совершенствование

- Психогимнастика.

воображения.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие наглядно-

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

образного мышления.

- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Футбол»).
- Решение ребусов.

21

Развитие быстроты

- Психогимнастика.

реакции.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Работа в тетради.

мыслительных операций.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,
«Смена имен»).

22

Развитие концентрации

- Психогимнастика.

внимания.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие пространст-

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

венного восприятия и

- Динамическая пауза («Запрещенное движение»,

сенсомоторной

«Зеркало»).

координации.
23

Тренировка внимания

- Психогимнастика.

Совершенствование

- Разминка (вопросы – ответы).

мыслительных операций.

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

7

Развитие аналитичес-ких

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке»,

способностей и умения

«Саймон сказал…»).

рассуждать.
24

Тренировка слуховой

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

мыслительных операций.

- Динамическая пауза («Лево - право», «Будь
внимателен»).

25

26

Тренировка зрительной

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

мыслительных операций.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор»).

Развитие логического

- Психогимнастика.

мышления.

- Разминка (вопросы – ответы).

Обучение поиску

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

закономерностей.

- Динамическая пауза («Футбол», «Да - нет»).

Развитие аналитичес-ких
способностей и умения
рассуждать.
27

Совершенствование

- Психогимнастика.

воображения.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие наглядно-

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

образного мышления.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что
можно сделать из…»).
- Решение ребусов.

28

Развитие быстроты

- Психогимнастика.

реакции.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Работа в тетради.

мыслительных операций.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,
«Зернышки»).

29

Развитие концент-рации

- Психогимнастика.

внимания.

- Разминка (вопросы – ответы).
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

8

Развитие пространст-

- Динамическая пауза («Запрещенное движение»,

венного восприятия и

«Зеркало»).

сенсомоторной
координации.
30

Тренировка внимания

- Психогимнастика.

Совершенствование

- Разминка (вопросы – ответы).

мыслительных операций

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

Развитие аналитичес-ких

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке»,

способностей и умения

«Саймон сказал»).

рассуждать.
31

Тренировка слуховой

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

мыслительных операций.

- Динамическая пауза («Сосед справа», «Будь
внимателен»).

32

Тренировка зрительной

- Психогимнастика.

памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

мыслительных операций.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Данет»).

33

Развитие логического

- Психогимнастика.

мышления.

- Разминка (вопросы – ответы).

Обучение поиску

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

закономерностей.

- Динамическая пауза («Футбол», «Что будет,

Развитие аналитичес-ких

если...»).

способностей и умения
рассуждать.
34

Подведение итогов.

- Психогимнастика.

Выявление уровня

- Психодиагностика.

развития внимания,

- Подведение итогов, планы на будущее

памяти, воображения,
мышления.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».