1 Пояснительная записка Программа разработана для обучающегося 2 класса. Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Цель программы: развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, речи), ликвидация пробелов в знаниях. Задачи программы: формирование положительной учебной мотивации, снятие эмоционального напряжения, развитие памяти, развитие внимания, развитие восприятия, развитие мышления и речи Объём программы рассчитан на 32 ч. в год. Всего 60 занятий при частоте встреч –2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 20-25 минут. Программа занятий включает следующие основные направления: • • • • • • • • Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов); Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.); Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти); Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации; Формирование учебной мотивации; Ликвидацию пробелов знаний; Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности; Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей. Основные направления коррекционной работы • • • 1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития: Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Развитие навыков каллиграфии; Развитие артикуляционной моторики; 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: 2 • • • • • • • • • • • • • Развитие зрительного восприятия и узнавания; Развитие зрительной памяти и внимания; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); Развитие пространственных представлений и ориентации; Развитие представлений о времени; Развитие слухового внимания и памяти; Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. 3. Развитие основных мыслительных операций: Навыков соотнесенного анализа; Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); Умения работать по словесной инструкции, алгоритму; Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей. 4. Развитие различных видов мышления: Развитие наглядно-образного мышления; Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями). 5. Развитие речи, овладение техникой речи. 6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. К концу учебного года учащиеся должны уметь: - анализировать простые закономерности; - выделять в явлении разные особенности; - вычленять в предмете разные качества; - сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам; Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 2-ого класса по развитию познавательных процессов Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания. 3 Содержание № п /п 1 Обсуждение планов на - Вводная беседа. будущее. - Психотехнические игры и упражнения на снятие Постановка целей и задач психоэмоционального напряжения, на учебный год. (психогимнастика, «снежный ком», «улыб-ка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «бывает не бывает»). - Рисование. 2 Развитие концентрации - Психогимнастика. внимания. - Разминка (вопросы – ответы). Совершенствование - Выполнение упражнений и заданий в тетради. мыслительных операций. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Да – нет»). 3 Тренировка внимания - Психогимнастика. Совершенствование - Разминка (вопросы – ответы) мыслительных опера- - Выполнение упражнений и заданий в тетради. ций. - Динамическая пауза («Животные - растения», Развитие аналитичес-ких «Сосед справа»). способностей и умения рассуждать. 4 Тренировка слуховой - Психогимнастика. памяти. - Разминка (вопросы – ответы). Совершенствование - Выполнение упражнений и заданий в тетради. мыслительных операций. - Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка»). 5 Тренировка зрительной - Психогимнастика. памяти. - Разминка (вопросы – ответы). Совершенствование - Выполнение упражнений и заданий в тетради. мыслительных операций. - Динамическая пауза («Саймон сказал» «Футбол»). 6 Развитие логического - Психогимнастика. мышления. - Разминка (вопросы – ответы). Дата проведения 4 Обучение поиску - Выполнение упражнений и заданий в тетради. закономерностей. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», Развитие аналитичес-ких «Четвертый лишний»). способностей и умения рассуждать 7 Совершенствование - Психогимнастика. воображения. - Разминка (вопросы – ответы). Развитие наглядно- - Выполнение упражнений и заданий в тетради. образного мышления. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»). - Решение ребусов. 8 Развитие быстроты - Психогимнастика. реакции. - Разминка (вопросы – ответы). Совершенствование - Работа в тетради. мыслительных операций. - Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй»). 9 Развитие концентрации - Психогимнастика. внимания. - Разминка (вопросы – ответы). Развитие пространст- - Выполнение упражнений и заданий в тетради. венного восприятия и - Динамическая пауза («Запрещенное движение», сенсомоторной «Зеркало»). координации. 10 Тренировка внимания - Психогимнастика. Совершенствование - Разминка (вопросы – ответы). мыслительных операций. - Выполнение упражнений и заданий в тетради. Развитие аналитических - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», способностей и умения «Закончи слово»). рассуждать. 11 Тренировка слуховой - Психогимнастика. памяти. - Разминка (вопросы – ответы). Совершенствование - Выполнение упражнений и заданий в тетради. мыслительных операций. - Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что услышали», «Будь внимателен»). 5 12 13 Тренировка зрительной - Психогимнастика. памяти. - Разминка (вопросы – ответы). Совершенствование - Выполнение упражнений и заданий в тетради. мыслительных операций. - Динамическая пауза («Я знаю пять ...», «Муха»). Развитие логического - Психогимнастика. мышления. - Разминка (вопросы – ответы). Обучение поиску - Выполнение упражнений и заданий в тетради. закономерностей. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», Развитие аналитичес-ких «Перекличка»). способностей и умения рассуждать 14 Совершенствование - Психогимнастика. воображения. - Разминка (вопросы – ответы). Развитие наглядно- - Выполнение упражнений и заданий в тетради. образного мышления. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Что можно сделать из…»). - Решение ребусов. 15 Развитие быстроты - Психогимнастика. реакции. - Разминка (вопросы – ответы). Совершенствование - Работа в тетради. мыслительных операций. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения»). 16 Развитие концентрации - Психогимнастика. внимания. - Разминка (вопросы – ответы). Развитие пространст- - Выполнение упражнений и заданий в тетради. венного восприятия и - Динамическая пауза («Запрещенное движение», сенсомоторной «Сосед справа»). координации. 17 Тренировка внимания - Психогимнастика. Тренировка слуховой - Разминка (вопросы – ответы). памяти. - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки»). 6 Совершенствование мыслительных операций. 18 Тренировка зрительной - Психогимнастика. памяти. - Разминка (вопросы – ответы). Совершенствование - Выполнение упражнений и заданий в тетради. мыслительных операций. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из чего»). 19 Развитие логического - Психогимнастика. мышления. - Разминка (вопросы – ответы). Обучение поиску - Выполнение упражнений и заданий в тетради. закономерностей. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», Развитие аналитичес-ких «Да - нет»). способностей и умения рассуждать. 20 Совершенствование - Психогимнастика. воображения. - Разминка (вопросы – ответы). Развитие наглядно- - Выполнение упражнений и заданий в тетради. образного мышления. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Футбол»). - Решение ребусов. 21 Развитие быстроты - Психогимнастика. реакции. - Разминка (вопросы – ответы). Совершенствование - Работа в тетради. мыслительных операций. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен»). 22 Развитие концентрации - Психогимнастика. внимания. - Разминка (вопросы – ответы). Развитие пространст- - Выполнение упражнений и заданий в тетради. венного восприятия и - Динамическая пауза («Запрещенное движение», сенсомоторной «Зеркало»). координации. 23 Тренировка внимания - Психогимнастика. Совершенствование - Разминка (вопросы – ответы). мыслительных операций. - Выполнение упражнений и заданий в тетради. 7 Развитие аналитичес-ких - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», способностей и умения «Саймон сказал…»). рассуждать. 24 Тренировка слуховой - Психогимнастика. памяти. - Разминка (вопросы – ответы). Совершенствование - Выполнение упражнений и заданий в тетради. мыслительных операций. - Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен»). 25 26 Тренировка зрительной - Психогимнастика. памяти. - Разминка (вопросы – ответы). Совершенствование - Выполнение упражнений и заданий в тетради. мыслительных операций. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор»). Развитие логического - Психогимнастика. мышления. - Разминка (вопросы – ответы). Обучение поиску - Выполнение упражнений и заданий в тетради. закономерностей. - Динамическая пауза («Футбол», «Да - нет»). Развитие аналитичес-ких способностей и умения рассуждать. 27 Совершенствование - Психогимнастика. воображения. - Разминка (вопросы – ответы). Развитие наглядно- - Выполнение упражнений и заданий в тетради. образного мышления. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»). - Решение ребусов. 28 Развитие быстроты - Психогимнастика. реакции. - Разминка (вопросы – ответы). Совершенствование - Работа в тетради. мыслительных операций. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки»). 29 Развитие концент-рации - Психогимнастика. внимания. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. 8 Развитие пространст- - Динамическая пауза («Запрещенное движение», венного восприятия и «Зеркало»). сенсомоторной координации. 30 Тренировка внимания - Психогимнастика. Совершенствование - Разминка (вопросы – ответы). мыслительных операций - Выполнение упражнений и заданий в тетради. Развитие аналитичес-ких - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», способностей и умения «Саймон сказал»). рассуждать. 31 Тренировка слуховой - Психогимнастика. памяти. - Разминка (вопросы – ответы). Совершенствование - Выполнение упражнений и заданий в тетради. мыслительных операций. - Динамическая пауза («Сосед справа», «Будь внимателен»). 32 Тренировка зрительной - Психогимнастика. памяти. - Разминка (вопросы – ответы). Совершенствование - Выполнение упражнений и заданий в тетради. мыслительных операций. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Данет»). 33 Развитие логического - Психогимнастика. мышления. - Разминка (вопросы – ответы). Обучение поиску - Выполнение упражнений и заданий в тетради. закономерностей. - Динамическая пауза («Футбол», «Что будет, Развитие аналитичес-ких если...»). способностей и умения рассуждать. 34 Подведение итогов. - Психогимнастика. Выявление уровня - Психодиагностика. развития внимания, - Подведение итогов, планы на будущее памяти, воображения, мышления. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)