1
Пояснительная записка
Программа разработана для обучающегося 2 класса. Данная программа
состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих
занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и
индивидуальных особенностей.
Цель программы: развитие познавательных процессов (памяти,
внимания, восприятия, мышления, речи), ликвидация пробелов в знаниях.
Задачи программы: формирование положительной учебной
мотивации, снятие эмоционального напряжения, развитие памяти, развитие
внимания, развитие восприятия, развитие мышления и речи
Объём программы рассчитан на 32 ч. в год. Всего 60 занятий при
частоте встреч –2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 20-25
минут.
Программа занятий включает следующие основные направления:
•
•
•
•
•
•
•
•
Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа,
сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и
закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема,
переключение, самоконтроль и т.д.);
Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов
запоминания, развитие смысловой памяти);
Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной
координации;
Формирование учебной мотивации;
Ликвидацию пробелов знаний;
Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для
адаптационного периода тревожности;
Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных
способностей.
Основные направления коррекционной работы
•
•
•
1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития:
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
Развитие навыков каллиграфии;
Развитие артикуляционной моторики;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
2
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Развитие зрительного восприятия и узнавания;
Развитие зрительной памяти и внимания;
Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет,
форма, величина);
Развитие пространственных представлений и ориентации;
Развитие представлений о времени;
Развитие слухового внимания и памяти;
Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового
анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
Навыков соотнесенного анализа;
Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными
родовыми понятиями);
Умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
Развитие наглядно-образного мышления;
Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать
связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Развитие речи, овладение техникой речи.
6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение
словаря.
7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- анализировать простые закономерности;
- выделять в явлении разные особенности;
- вычленять в предмете разные качества;
- сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным
признакам;
Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 2-ого
класса по развитию познавательных процессов
Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в
большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление
самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие
навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке
самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин
допущенных ошибок,
обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного
задания.
3
Содержание
№
п /п
1
Обсуждение планов на - Вводная беседа.
будущее.
- Психотехнические игры и упражнения на снятие
Постановка целей и задач психоэмоционального напряжения,
на учебный год.
(психогимнастика, «снежный ком», «улыб-ка»,
«нос, пол, потолок», «запрещенное движение»,
«бывает не бывает»).
- Рисование.
2
Развитие концентрации
- Психогимнастика.
внимания.
- Разминка (вопросы – ответы).
Совершенствование
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
мыслительных операций.
- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Да –
нет»).
3
Тренировка внимания
- Психогимнастика.
Совершенствование
- Разминка (вопросы – ответы)
мыслительных опера-
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
ций.
- Динамическая пауза («Животные - растения»,
Развитие аналитичес-ких
«Сосед справа»).
способностей и умения
рассуждать.
4
Тренировка слуховой
- Психогимнастика.
памяти.
- Разминка (вопросы – ответы).
Совершенствование
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
мыслительных операций.
- Динамическая пауза («Незнайки»,
«Перекличка»).
5
Тренировка зрительной
- Психогимнастика.
памяти.
- Разминка (вопросы – ответы).
Совершенствование
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
мыслительных операций.
- Динамическая пауза («Саймон сказал»
«Футбол»).
6
Развитие логического
- Психогимнастика.
мышления.
- Разминка (вопросы – ответы).
Дата
проведения
4
Обучение поиску
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
закономерностей.
- Динамическая пауза («Запрещенное движение»,
Развитие аналитичес-ких
«Четвертый лишний»).
способностей и умения
рассуждать
7
Совершенствование
- Психогимнастика.
воображения.
- Разминка (вопросы – ответы).
Развитие наглядно-
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
образного мышления.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что
можно сделать из…»).
- Решение ребусов.
8
Развитие быстроты
- Психогимнастика.
реакции.
- Разминка (вопросы – ответы).
Совершенствование
- Работа в тетради.
мыслительных операций.
- Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и
исполняй»).
9
Развитие концентрации
- Психогимнастика.
внимания.
- Разминка (вопросы – ответы).
Развитие пространст-
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
венного восприятия и
- Динамическая пауза («Запрещенное движение»,
сенсомоторной
«Зеркало»).
координации.
10
Тренировка внимания
- Психогимнастика.
Совершенствование
- Разминка (вопросы – ответы).
мыслительных операций.
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
Развитие аналитических
- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке»,
способностей и умения
«Закончи слово»).
рассуждать.
11
Тренировка слуховой
- Психогимнастика.
памяти.
- Разминка (вопросы – ответы).
Совершенствование
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
мыслительных операций.
- Динамическая пауза («Правильно услышим и
покажем, что услышали», «Будь внимателен»).
5
12
13
Тренировка зрительной
- Психогимнастика.
памяти.
- Разминка (вопросы – ответы).
Совершенствование
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
мыслительных операций.
- Динамическая пауза («Я знаю пять ...», «Муха»).
Развитие логического
- Психогимнастика.
мышления.
- Разминка (вопросы – ответы).
Обучение поиску
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
закономерностей.
- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке»,
Развитие аналитичес-ких
«Перекличка»).
способностей и умения
рассуждать
14
Совершенствование
- Психогимнастика.
воображения.
- Разминка (вопросы – ответы).
Развитие наглядно-
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
образного мышления.
- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Что
можно сделать из…»).
- Решение ребусов.
15
Развитие быстроты
- Психогимнастика.
реакции.
- Разминка (вопросы – ответы).
Совершенствование
- Работа в тетради.
мыслительных операций.
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,
«Животные - растения»).
16
Развитие концентрации
- Психогимнастика.
внимания.
- Разминка (вопросы – ответы).
Развитие пространст-
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
венного восприятия и
- Динамическая пауза («Запрещенное движение»,
сенсомоторной
«Сосед справа»).
координации.
17
Тренировка внимания
- Психогимнастика.
Тренировка слуховой
- Разминка (вопросы – ответы).
памяти.
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
- Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки»).
6
Совершенствование
мыслительных операций.
18
Тренировка зрительной
- Психогимнастика.
памяти.
- Разминка (вопросы – ответы).
Совершенствование
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
мыслительных операций.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из
чего»).
19
Развитие логического
- Психогимнастика.
мышления.
- Разминка (вопросы – ответы).
Обучение поиску
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
закономерностей.
- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке»,
Развитие аналитичес-ких
«Да - нет»).
способностей и умения
рассуждать.
20
Совершенствование
- Психогимнастика.
воображения.
- Разминка (вопросы – ответы).
Развитие наглядно-
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
образного мышления.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Футбол»).
- Решение ребусов.
21
Развитие быстроты
- Психогимнастика.
реакции.
- Разминка (вопросы – ответы).
Совершенствование
- Работа в тетради.
мыслительных операций.
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,
«Смена имен»).
22
Развитие концентрации
- Психогимнастика.
внимания.
- Разминка (вопросы – ответы).
Развитие пространст-
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
венного восприятия и
- Динамическая пауза («Запрещенное движение»,
сенсомоторной
«Зеркало»).
координации.
23
Тренировка внимания
- Психогимнастика.
Совершенствование
- Разминка (вопросы – ответы).
мыслительных операций.
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
7
Развитие аналитичес-ких
- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке»,
способностей и умения
«Саймон сказал…»).
рассуждать.
24
Тренировка слуховой
- Психогимнастика.
памяти.
- Разминка (вопросы – ответы).
Совершенствование
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
мыслительных операций.
- Динамическая пауза («Лево - право», «Будь
внимателен»).
25
26
Тренировка зрительной
- Психогимнастика.
памяти.
- Разминка (вопросы – ответы).
Совершенствование
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
мыслительных операций.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор»).
Развитие логического
- Психогимнастика.
мышления.
- Разминка (вопросы – ответы).
Обучение поиску
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
закономерностей.
- Динамическая пауза («Футбол», «Да - нет»).
Развитие аналитичес-ких
способностей и умения
рассуждать.
27
Совершенствование
- Психогимнастика.
воображения.
- Разминка (вопросы – ответы).
Развитие наглядно-
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
образного мышления.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что
можно сделать из…»).
- Решение ребусов.
28
Развитие быстроты
- Психогимнастика.
реакции.
- Разминка (вопросы – ответы).
Совершенствование
- Работа в тетради.
мыслительных операций.
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,
«Зернышки»).
29
Развитие концент-рации
- Психогимнастика.
внимания.
- Разминка (вопросы – ответы).
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
8
Развитие пространст-
- Динамическая пауза («Запрещенное движение»,
венного восприятия и
«Зеркало»).
сенсомоторной
координации.
30
Тренировка внимания
- Психогимнастика.
Совершенствование
- Разминка (вопросы – ответы).
мыслительных операций
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
Развитие аналитичес-ких
- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке»,
способностей и умения
«Саймон сказал»).
рассуждать.
31
Тренировка слуховой
- Психогимнастика.
памяти.
- Разминка (вопросы – ответы).
Совершенствование
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
мыслительных операций.
- Динамическая пауза («Сосед справа», «Будь
внимателен»).
32
Тренировка зрительной
- Психогимнастика.
памяти.
- Разминка (вопросы – ответы).
Совершенствование
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
мыслительных операций.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Данет»).
33
Развитие логического
- Психогимнастика.
мышления.
- Разминка (вопросы – ответы).
Обучение поиску
- Выполнение упражнений и заданий в тетради.
закономерностей.
- Динамическая пауза («Футбол», «Что будет,
Развитие аналитичес-ких
если...»).
способностей и умения
рассуждать.
34
Подведение итогов.
- Психогимнастика.
Выявление уровня
- Психодиагностика.
развития внимания,
- Подведение итогов, планы на будущее
памяти, воображения,
мышления.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)