Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

АРУП коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога 4 класс

2

Пояснительная записка
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционноразвивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и
индивидуальных особенностей
Цель программы: развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия,
мышления, речи).
Задачи программы: формирование положительной учебной мотивации, снятие
эмоционального напряжения, развитие памяти, развитие внимания, развитие
восприятия, развитие мышления и речи
Объём программы рассчитан на 32 ч. в год. Всего 60 занятий при частоте встреч –2
раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 20-25 минут.
Речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли
средствами языка. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может
существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не
связанным ни с его психологией, ни с его поведением.
Речь объединяет в себе звуковые сигналы, символы, способствующие
представлению информации, ее переработки, сохранению в памяти и, в случае чего,
передачи.
Улучшить процесс речи можно:
• поддерживая дискуссии, тем самым укрепляя интеллектуальные мускулы;
• решая кроссворды, сканворды, судоку, различные логические задачки;
• стремитесь к размышлению, анализу информации;
• заучивая стихи, номера телефонов.

Учебно-тематическое планирование занятий с учащимся 3-ого класса
по развитию познавательных процессов

№ занятия Развиваемые процессы
Вводное
Диагностическое обследование
Занятие
1-2

Занятие
3-4

Методики и задания
Комплекс методик по Семаго
(диагностический альбом);
наблюдение

Мышление вербально – понятийное

Расположи цвета

Мышление (абстрагирование)

Форма - цвет

Мышление вербально – понятийное

Назови слова

Пространственные представления

Разноцветный кубик

1
час
1
час

1
час

3

Воображение
Занятие
5-6

Закончи рисунок

Мышление вербально – понятийное

Подбери общее понятие

Память (опосредованная)

Запомни фигуры

Мышление вербально – смысловое

Пословицы

Занятие

Пространственные представления

Лишний кубик

7-8

Память (непосредственная)

Запомни и нарисуй

Занятие

Внутренний план действия

Совмести фигуры

9-10

Мышление вербально – понятийное

Подбери общее понятие

Произвольность движений
(помехоустойчивость)

Не путай цвета

Мышление вербально – понятийное
Мышление (сравнение)
Занятие
11-12

Занятие
13-14

Найди рядоположное слово

1
час

1
час

1
час

1
час

Одинаковое, разное

Мышление (установление
закономерностей)

Найди девятый

Мышление вербально – смысловое

Подбери пословицу

Пространственные представления

Найди одинаковые кубики

Воображение

Тропинка

1
час

4

Мышление вербально – понятийное
Занятие
15-16

Занятие
17-18

Занятие
19-20

Найди слово

1
час

Мышление вербально – смысловое

Объясни значение

1
час

Мышление вербально – понятийное

Целое- часть

Осязательное восприятие

Палочка - узнавалочка

Память (непосредственная)

Запомни сочетания фигур

Мышление вербально – смысловое

Подбери пословицу

Пространственные представления

Раскрась кубики

Произвольность движений

Мышление вербально – понятийное
Мышление вербально – смысловое
Занятие
21-22

Глазомер и зрительно-двигательные
координации

Мышление вербально - причинное
Занятие
23-24

Мышление (установление
закономерностей)

Целое- часть

Мышление вербально – смысловое

1
час

Найди значения слов
Вырезай точно

Найди причину и следствие

1
час

Найди фигуру

Назови причину
Занятие
25-26

1
час

Найди значения слов

1
час

5

Занятие
27-28

Занятие
29-30

Занятие
31-32

Занятие
33-34

Занятие
35-36

Произвольность движений
(помехоустойчивость)

Найди смысл

Память опосредованная

Письмо инопланетянина

Мышление вербально –понятийное

Отрицание

Мышление вербально – смысловое

Пословицы

Мышление (абстрагирование)

Форма – цвет

Пространственные представления

Раскрась кубик

Произвольность движений

Кто точнее?

Внутренний план действия

Совмести фигуры

Мышление логическое

Поезд

Внимание (устойчивость)

Пишущая машинка

Мышление вербально – смысловое

Подбери противоположное по
смыслу

Мышление (абстрагирование)

Найди одинаковые

Мышление вербально – смысловое

Подбери противоположное по
смыслу

Мышление (абстрагирование)

Только одно свойство

1
час

1
час

1
час

1
час

1
час

6

Память (непосредственная)

Занятие
37-38

Мышление вербально – понятийное

Какого цвета?

Пространственные представления

Найди одинаковые кубики

Память опосредованная
Занятие
39-40

Глазомер и зрительно-двигательные
координации

Внутренний план действия

Занятие
41-42

Занятие
43-44

1
час

Письмо инопланетянина
Вырезай точно

Муха

Мышление (установление
закономерностей)

Найди фигуры

Произвольность движений

Попади в свой кружок

Мышление (анализ через синтез)

Разгадай ребусы

Мышление (абстрагирование)

Только одно свойство

Пространственные представления

Развертка куба

Внимание (устойчивость)

1
час

Отыщи числа

Занятие
45-46

Произвольность (помехоустойчивость
интеллектуальных процессов)

Найди смысл

Занятие
47-48

Мышление логическое

Поезд

1
час

1
час

1
час

1
час

7

Занятие
49-50

Занятие
51-52

Занятие
53-54

Произвольность движений

Невидящие и не слышащие

Мышление вербально – понятийное

Отрицание

Мышление наглядно – образное

Ленточки

Произвольность движений

Знай свой темп

Мышление вербально – понятийное

Подбери общее понятие

Мышление (абстрагирование)

Только одно свойство

Мышление вербально – понятийное

Подбери общее понятие

Мышление (абстрагирование)

Форма - цвет

Мышление (установление
закономерностей)

Найди девятый

Память непосредственная

Точно такие

Память вербально - смысловая

Объедини по смыслу и запомни

Мышление вербально – смысловое

Подбери следующее

Внимание (устойчивость)

Стенографы

Занятие
57-58

Произвольность движений

Зеваки

Занятие
59-60

Мышление (установление
закономерностей)

Занятие
55-56

Найди фигуры

1
час

1
час

1
час

1
час

1
час

1
час

8

Память опосредованная

Письмо инопланетянина

Осязательное восприятие

Палочка - узнавалочка

Итоговое

Диагностическое обследование

Комплекс методик по Семаго
(диагностический альбом);
наблюдение

Итого

60 занятий (30 часов) + 2 часа
диагностика

Учебно-тематическое планирование занятий с учащимся 4-ого класса
по развитию познавательных процессов
Занятия в 4 классе продолжают развивать и тренировать основные
психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей.
Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, все больше
внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам.
Большое внимание уделяется решению нестандартных задач. Выполняя
логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода
от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на
репродукцию и запоминание — к истинно творческим, дети учатся производить
анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и
дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что
ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к
минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать целям и задачам
обучения
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе
выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при
незначительной помощи открывают для себя знания и способы их добывания. К
конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания,
как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и

1
час

9

расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего
количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких
вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального
способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.
Так как большинство школьных задач решается по определенному
алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях
возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их
решению, в других —растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное,
нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления
заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными
и трудными. Решение нестандартных задач формирует познавательную
активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться
в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует
развитию гибкости, оригинальности и широты мышления. Это способствует
развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию
творческих способностей.

№

Задачи

Содержание

п /п
1

проведения
Постановка целей и задач на - Вводная беседа.
учебный год.
- Психотехнические игры и упражнения на
снятие психоэмоционального напряжения,
(психогимнастика, «снежный ком»,
«улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное
движение», «Перекличка»).
- Рисование.

2

Развитие концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы).
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал»,
«Хор»).

3

Дата

Тренировка внимания.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы).

10

4

Совершенствование
мыслительных операций

- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.

Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.

- Динамическая пауза («Животные растения», «Сосед справа», «Смена имен»).

Тренировка слуховой памяти.

- Психогимнастика.

Совершенствование
мыслительных операций.

- Разминка (вопросы – ответы).
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Незнайки»,
«Перекличка»).

5

Тренировка зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы).
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал»
«Закончи слово»).

6

Развитие логического
мышления.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы).
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Четвертый лишний»).

7

Совершенствование
воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы).
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Что можно сделать из…»).
- Решение ребусов.

8

Развитие быстроты реакции.

- Психогимнастика.

Совершенствование
мыслительных операций.

- Разминка (вопросы – ответы).
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Перекличка»,
«Слушай и исполняй»).

11

9

Развитие концентрации
внимания.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы).
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Превращение слов»).

10

Тренировка внимания.

- Психогимнастика.

Совершенствование
мыслительных операций.

- Разминка (вопросы – ответы).
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Закончи слово»).

11

Тренировка слуховой памяти.

- Психогимнастика.

Совершенствование
мыслительных операций.

- Разминка (вопросы – ответы).
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Правильно услышим
и покажем, что услышали», «Будь
внимателен»).

12

Тренировка зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы).
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Рыба, птица, зверь»).

13

Развитие логического
мышления.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы).
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Скульптор»,
«Перечисли предметы на букву..»).

14

Совершенствование
воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы).
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.

12

- Динамическая пауза («Саймон сказал»,
«Футбол»).
- Решение ребусов.
15

Развитие быстроты реакции.

- Психогимнастика.

Совершенствование
мыслительных операций.

- Разминка (вопросы – ответы).
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,
«Хор»).

16

Развитие концентрации
внимания.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Сосед справа»).

17

Тренировка внимания

- Психогимнастика.

Тренировка слуховой памяти.

- Разминка (вопросы – ответы).

Совершенствование
мыслительных операций.

- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Зеркало»,
«Незнайки»).

18

Тренировка зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы).
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Я
знаю…»).

19

Развитие логического
мышления.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы).
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Море волнуется»,
«Хор»).

20

Совершенствование
воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы).

13

- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Заверши предложение»).
- Решение ребусов.
21

Развитие быстроты реакции.

- Психогимнастика.

Совершенствование
мыслительных операций.

- Разминка (вопросы – ответы).
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,
«Смена имен»).

22

Развитие концентрации
внимания.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы).
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»).

23

Тренировка внимания.

- Психогимнастика.

Совершенствование
мыслительных операций.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.

24

- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Саймон сказал…»).

Тренировка слуховой памяти.

- Психогимнастика.

Совершенствование
мыслительных операций.

- Разминка (вопросы – ответы).
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Зеваки», «Будь
внимателен»).

25

Тренировка зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы).
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Хор»).

14

26

Развитие логического
мышления.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы).
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Разведчики», «Мы
собирались в поход»).

27

Совершенствование
воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы).
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Заверши предложение»).
- Решение ребусов.

28

Развитие быстроты реакции.

- Психогимнастика.

Совершенствование
мыслительных операций.

- Разминка (вопросы – ответы).
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,
«Смена имен»).

29

Развитие концентрации
внимания.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы).
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»)

30

Тренировка внимания.

- Психогимнастика.

Совершенствование
мыслительных операций.

- Разминка (вопросы – ответы).

Развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать.

31

- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Саймон сказал…»).

Тренировка слуховой памяти.

- Психогимнастика.

Совершенствование
мыслительных операций.

- Разминка (вопросы – ответы).
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.

15

- Динамическая пауза («Зеваки», «Будь
внимателен»).
32

Тренировка зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы).
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Мы собирались в поход»).

33

Развитие логического
мышления.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы).
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Разведчики»,
«Цепочка слов»).

34

Поведение итогов.

Интеллектуальный марафон.

Приложение
Описание психотехнических игр и упражнений
Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции,
развитии свойств внимания, снятия эмоционального напряжения.
1. «Нос, пол, потолок»
По команде дети показывают рукой направления: пол, окно, потолок, дверь, нос.
Педагог сначала, проговаривая команду, показывает правильно, а затем называет
одно направление, а показывает другое. Задача детей не ошибаться, выполнять
только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.
2. «Гномы – великаны»
По команде «Гномы» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Ведущий
сначала правильно показывает команды, затем произносит команду «Гномы», но
не приседает и т.д. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные
команды, независимо от того, что показывает ведущий.
Подобная игра «Четыре стихии». Команды: Земля, воздух, вода, огонь.

16

3. «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…»
Ведущий произносит команду выполнить какое – либо действие (подпрыгнуть,
повернуться, поднять правую руку). Если в начале команды звучит фраза
«Саймон сказал…» или «Пожалуйста…» ее нужно выполнять, если нет, то не
стоит. Главное не ошибиться и выполнять команды только с этими фразами.
4. «Запрещенное движение»
Предварительно договариваются, какие движения будут « запрещенными».
Ведущий показывает какое-либо движение, а остальные его повторяют. Нельзя
выполнять «запрещенные» движения.
5. «Зеркало»
Ведущий показывает какое - либо движение или образ, остальные должны как
зеркало точно его скопировать и показать. Выбирается «лучшее зеркало», которое
продолжает игру.
6. «Веселый счет»
Возможны различные варианты проведения: счет до 10-20 в прямом и обратном
порядке, сопровождающийся движениями (мотаем веревочку, поднимаемся по
лесенке и т.д.)
- назови «соседей» цифры…
- «да» - «нет». Производится действие с числами, дается ответ, верен он или нет
(2+1= 5 «да» – хлопок, «нет» – тишина, можно и покричать)
7. «Зоопарк»
Каждый превращается в любое животное, героя сказок, с его характерными
движениями, повадками. Остальные пытаются угадать.
Упражнения, направленные на развитие памяти
8. «Мы собирались в поход…»
Обыгрывается ситуация сбора в поход. Игра идет по кругу. Первый называет свой
предмет, который возьмет с собой, следующий повторяет названный предмет и
добавляет свой, и так дальше продолжается по кругу.

17

9. «Что изменилось»
Множество вариантов. Например,
- выложить предметы, картинки. Попросить запомнить. Отвернулись или
опустили головы, меняем расположение, количество, состав и т.д. предметов.
Затем вопросы о характере изменений.
- 5-6 человек строятся в шеренгу, потом меняется их местоположение.
Запомнить кто где стоял и вернуть на места.
10.«Повтори за мной»
Задание выслушать, запомнить и повторить или продолжить. Зачитываются
слова, пары слов, словосочетания, предложения, скороговорки.
11.«Кто больше увидит и запомнит»
Детям предлагается за определенный промежуток времени осмотреть и
запомнить все предметы, которые есть в комнате. Затем каждый по очереди
называет любой предмет обстановки, не повторяясь. Выигрывает тот, кто
последним называет предмет. Игру можно усложнять, например, называть
предметы только на букву…, в которых два слога, и т.д.
Упражнения, направленные на развитие мышления
12.«Закончи слово, предложение»
Произносится часть слова, предложения. Нужно его продолжить.
13. «Назови одним словом»
Предлагается ряд слов, нужно подобрать обобщающее.
14.«Превращения слов»
Предлагается ряд слов, их нужно:
-превратить в «большие» (рука - ручище), «маленькие» (дом – домик),
- превратить в похожие слова по смыслу (красивый – прекрасный)
- превратить в «слова – наоборот» (белый- черный)
- «смягчить» (мол – моль) и т.д.

18

15.«Бывает – не бывает»
Предлагается ряд действий, ситуаций. Бывает – хлопок, не бывает – тишина.
16.«Что можно сделать с …»
Предлагается любой предмет. Нужно придумать как можно больше вариантов его
применения, даже самых фантастических
17.«Животные – растения»
Называются слова. Если это название растения нужно поднять руки вверх, если
животного – хлопок, посторонний предмет – тишина. Возможны варианты.
(птица, звери, рыбы; и т.д.)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».